Уже были
написаны «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья»,
«Преступление и наказание», «Идиот», а Достоевский все еще испытывал
острое чувство неудовлетворенности и, по собственному признанию, только
подбирался к главному своему произведению, перед которым вся «прежняя
литературная карьера – была только дрянь и введение». Однако в
политической жизни России случилось нечто, заставившее Достоевского
изменить свои литературные планы и приступить к созданию романа с
вызывающим и символичным названием «Бесы». Спиралеобразное развитие
истории вообще и российской истории в частности позволяет думать, что
роман Достоевского «Бесы» будет интересен новым поколениям читателей не
только как шедевр классической
Роман, в
котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а
удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и
почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина,
неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много
раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает
читателя…
«Преступление
и наказание» (1866) – роман об одном преступлении. Двойное убийство,
совершенное бедным студентом из за денег. Трудно найти фабулу проще, но
интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, –
неизгладимо. В чем здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа –
«в гениальности Достоевского» – возможно, существует как минимум еще
один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов.
Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и
будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой
нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем
слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став
сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы.