30.10.1821 — 28.01.1881 Родился в Москве. Отец, Михаил
Андреевич (1789—1839),— врач (штаб-лекарь) московской
Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание
потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое
Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню
Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком
независимым, образованным, заботливым семьянином, но
обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После
смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По
документам, умер от апоплексического удара; по
воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит
своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна (урожденная
Нечаева; 1800—1837). В семье Достоевских было еще шестеро
детей: Михаил, Варвара (1822—1893), Андрей, Вера (1829—1896),
Николай (1831—1883), Александра (1835—1889). В 1833
Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он
и брат Михаил ездили "ежедневно по утрам и возвращались к
обеду". С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал
частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали
астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель
русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в
духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе
послужили материалом для многих произведений писателя.
Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о
смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю),
Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и
поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова.
Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья
религиозно-романтическая настроенность увлекла
Достоевского. С января 1838 Достоевский учился в Главном
инженерном училище, обычный день в котором описывал так:
"...с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить
за лекциями. ...Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают
уроки фехтованья, танцев, пенья ...ставят в караул, и в этом
проходит все время...". Тяжелое впечатление о "каторжных
годах" учения частично скрашивали приятельские отношения с В.
Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером
А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским. Еще по дороге
в Петербург Достоевский мысленно "сочинял роман из
венецианской жизни", а Ризенкампфу в 1838 рассказывал "о
своих собственных литературных опытах". Вокруг Достоевского
в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 на
вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в
Ревель, Достоевский читал отрывки из двух своих
драматических произведений — "Марии Стюарт" и "Бориса
Годунова". О работе над драмой "Жид Янкель" Достоевский
сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но
уже из их названий вырисовываются литературные увлечения
начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти
отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о
младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил
получили небольшое наследство. По окончании училища (конец
1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в
Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844,
решив всецело посвятить себя литетатуре, подал в отставку и
уволился в чине поручика. В январе 1844 Достоевский закончил
перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым тогда он
особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной
литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае
1845 после многочисленных переделок заканчивает роман
"Бедные люди". Роман "Бедные люди", связь которого со
"Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя
подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех.
Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский
создает реалистическую картину жизни "забитых" обитателей
"петербургских углов", галерею социальных типов от уличного
нищего до "его превосходительства". Лето 1845 (как и
следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила.
Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с
Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и
Григоровичем составляет анонимное программное объявление к
альманаху "Зубоскал" (03, 1845, № 11), а в начале декабря на
вечере у Белинского читает главы "Двойника" (03, 1846, № 2), в
котором впервые дает психологический анализ расколотого
сознания, "двойничества". Рассказ "Господин Прохарчин" (1846)
и повесть "Хозяйка" (1847), в которых эскизно намечены многие
мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского
1860—1870-х гг., не были поняты современной критикой.
Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и
Белинский, осудивший "фантастический" элемент, "вычурность",
"манерность" этих произведений. В других произведениях
молодого Достоевского — в повестях "Слабое сердце", "Белые
ночи", цикле острых социально-психологических фельетонов
"Петербургская летопись" и незаконченном романе "Неточка
Незванова" — расширяется проблематика творчества писателя,
усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ
сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в
отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение.
Позднее возникает у него конфликт и с редакцией
"Современника": большую роль сыграли здесь мнительный,
самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем
недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон
критических отзывов Белинского о его произведениях остро
переживались писателем. Примерно в это время, согласно
свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского
появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя
изнуряющий труд для "Отечественных записок". Бедность
вынуждала его браться за любую литературную работу (в
частности, он редактировал статьи для "Справочного
энциклопедического словаря" А. В. Старчевского). В 1846
Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно
посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых,
в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками
были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — друзья Достоевского. С
марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем
"пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в
организации тайной типографии для печатания воззваний к
крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23
апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно,
уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в
Алексеевском равелине Петропавловской крепости под
следствием, во время , которого проявил мужество, скрывая
многие факты и стремясь по возможности смягчить вину
товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших"
среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение
существующих отечественных законов и государственного
порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии
гласил: "... отставного инженер-поручика Достоевского, за
недонесение о распространении преступного о религии и
правительстве письма литератора Белинского и
злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов,
всех прав состояния и подвергнуть смертной казни
расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с
другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного
приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему
4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и
последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский
в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в
Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча
писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г.
Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие,
которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854
Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу
"чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был
зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и
смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым.
В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а
после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и
петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в
прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено
потомственное дворянство и право печататься, но полицейский
надзор над ним сохранялся до 1875. В 1857 Достоевский
женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам,
была "женщина души самой возвышенной и восторженной ...
Идеалистка была в полном смысле слова ... и чиста, и наивна
притом была совсем как ребенок". Брак не был счастливым:
Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших
Достоевского. В Сибири писатель начал работу над
воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая
фольклорные, этнографические и дневниковые записи,
послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и
многих других книг Достоевского ). В 1857 его брат напечатал
рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в
Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные"
комические повести — "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и
его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата
Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А.
Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла
почти полным молчанием эти первые произведения "нового"
Достоевского. 18 марта 1859 Достоевский по прошению был
уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил
разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в
Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и
пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 — в Твери, где
возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые.
Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о
разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в
декабре 1859 г. Интенсивная деятельность Достоевского
сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с
публикацией собственных статей, полемических заметок,
примечаний, а главное художественных произведений. Роман
"Униженные и оскорбленные"— произведение переходное,
своеобразное возвращение на новой ступени развития к
мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого
и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны
автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в
себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего
Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого
дома". В Сибири, по признанию Достоевского, изменились
"постепенно и после очень-очень долгого времени" его
"убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей
форме сформулировал как "возврат к народному корню, к
узнанию русской души, к признанию духа народного". В журналах
"Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи
"почвенничества" — специфической модификации идей
славянофильства. "Почвенничество" было скорее попыткой
очертить контуры "общей идеи", найти платформу, которая
примирила бы западников и славянофилов, "цивилизацию" и
народное начало. Скептически относясь к революционным путям
преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти
сомнения в художественных произведениях, статьях и
объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями
"Современника". Суть возражений Достоевского — возможность
после реформы сближения правительства и интеллигенции с
народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский
продолжает и в повести "Записки из подполья" ("Эпоха", 1864) —
философско-художественной прелюдии к "идеологическим"
романам писателя. Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые
вывел настоящего человека русского большинства и впервые
разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм
состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм
подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании
лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком
убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не
стоит и исправляться!". В июне 1862 Достоевский впервые
выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию,
Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за
границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой,
драматические взаимоотношения с которой (1861—1866)
получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других
произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности
своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь,
совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского —
одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он
возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной
женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве,
наезжая по делам в Петербург. 1864 принес Достоевскому
тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена.
Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их
"несчастной" любви, отразились во многих произведениях
Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны —
"Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот").
10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский
присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата
Достоевский взял на себя издание отягощенного большим
долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал
начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865
вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным
кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить
лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы,
Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание
собрания сочинений и обязался написать для него новый роман
к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи
генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого
А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал
в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для
"Русского вестника", впоследствии переросшую в роман. Летом
1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце
Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где
ночами писал роман "Преступление и наказание".
"Психологический отчет одного преступления" стал сюжетной
канвой романа, главную мысль которого Достоевский контурно
очертил так: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею,
неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце.
Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что
принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя
погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...". Точно и
многогранно изображены в романе Петербург и "текущая
действительность", богатство социальных характеров, "целый
мир сословных и профессиональных типов", но это
действительность преображенная и открытая художником,
взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные
философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары,
гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в
трагические, символические встречи героев, апокалиптический
образ призрачного города органично сцеплены в романе
Достоевского. Роман, по словам самого автора, "удался
чрезвычайно" и поднял его "репутацию как писателя". В 1866
истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского
одновременно работать над двумя романами — "Преступление и
наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному
способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка
А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман "Игрок", в котором
отразились впечатления писателя от знакомства с Западной
Европой. В центре романа столкновение "многоразвитого, но во
всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить,
восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного
русского" с "законченными" европейскими типами. Главный
герой — "поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится
этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность
риска и облагораживает его в глазах самого себя". Зимой 1867
Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был
более удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой
живет за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева,
Милан, Флоренция). Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья,
внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский
тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь;
позже в России 16 июля 1871 — сын Фёдор; 12 авг. 1875 — сын
Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка
эпилепсии. В 1867—1868 Достоевский работал над романом
"Идиот". "Идея романа,—указывал автор,— моя старинная и
любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее.
Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного
человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь
..." К роману "Бесы" Достоевский приступил, прервав работу над
широко задуманными эпопеями "Атеизм" и "Житие великого
грешника" и наскоро сочинив "повестушку" "Вечный муж".
Непосредственным толчком к созданию романа послужило
"нечаевское дело". Деятельность тайного общества "Народная
расправа", убийство пятью членами организации слушателя
Петровской земледельческой академии И.И. Иванова — вот
события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе
философско-психологическую интерпретацию. Внимание
писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и
организационные принципы террористов ("Катехизис
революционера"), фигуры соучастников преступления, личность
руководителя общества С.Г. Нечаева. В процессе работы над
романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально
— это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в
дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и
деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский,
петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже
декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое
пространство романа. Постепенно роман перерастает в
критическое изображение общей "болезни", переживаемой
Россией и Европой, ярким симптомом которой являются
"бесовство" Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его
философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий
"мошенник" Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и
демоническая фигура "все позволившего" себе Николая
Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью
возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей
провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом
летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь
дом. В 1872 писатель посещает "среды" князя В. П.
Мещерского, сторонника контрреформ и издателя
газеты-журнала "Гражданин". По просьбе издателя,
поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в
декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство
"Гражданина", заранее оговорив, что берет на себя эти
обязанности временно. В "Гражданине" (1873) Достоевский
осуществил давно задуманную идею "Дневника писателя" (цикл
очерков политического, литературного и мемуарного характера,
объединенных замыслом непосредственного, личного общения с
читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе
политические обзоры "Иностранные события"). Скоро
Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий
характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее
стала невозможность превратить еженедельник в "орган людей
с независимым убеждением". Весной 1874 писатель отказался
от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в "Гражданине"
и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся
эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и
повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879. В середине 1870-х
гг. возобновились отношения Достоевского с
Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики
между "Эпохой" и "Современником", и с Некрасовым, по
предложению которого (1874) писатель печатает в
"Отечественных записках" свой новый роман "Подросток" —
"роман воспитания", своего рода "Отцы и дети" Достоевского.
Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке
"всеобщего разложения" и распада устоев общества, в борьбе с
соблазнами века. В исповеди подростка анализируется
сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления
личности в "безобразном" и утратившем "нравственный центр"
мире, медленное вызревание новой "идеи" под мощным
влиянием "великой мысли" скитальца Версилова и философии
жизни "благообразного" странника Макара Долгорукого. В кон.
1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической
работе — "моножурналу" "Дневник писателя" (1876 и 1877),
имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в
прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так
определял характер издания: "„Дневник писателя" будет похож
на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц
естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не
летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном
смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня
заинтересовало лично". "Дневник" 1876—1877 — сплав
публицистических статей, очерков, фельетонов, "антикритик",
мемуаров и художественных произведений. В "Дневнике"
преломились непосредственные, по горячим следам,
впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях
европейской и русской общественно-политической и культурной
жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные,
этико-педагогические, эстетические и политические проблемы.
Большое место в "Дневнике" занимают попытки писателя
увидеть в современном хаосе контуры "нового создания",
основы "складывающейся" жизни, предугадать облик
"наступающей будущей России честных людей, которым нужна
лишь одна правда". Критика буржуазной Европы, глубокий
анализ состояния пореформенной России парадоксальным
образом сочетаются в "Дневнике" с полемикой против
различных течений социальной мысли 1870-х гг., от
консервативных утопий — до народнических и социалистических
идей. В последние годы жизни возрастает популярность
Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом
Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на
Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии
которого он был избран членом почетного комитета
международной литературной ассоциации. Активно участвует
Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского
общества. Часто выступает на литературно-музыкальных
вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений
и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под
впечатлением "Последних песен" Некрасова навещает
умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре
произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность
Достоевского требовала непосредственного знакомства с
"живой жизнью". Он посещает (при содействии А. Ф. Кони)
колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом
(1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает
поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием.
Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878
Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале
Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо
студентов, просивших высказаться по поводу избиения
лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале
1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М.
Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с
окружающей действительностью, активная публицистическая и
общественная деятельность служили многосторонней
подготовкой к новому этапу творчества писателя. В "Дневнике
писателя" вызревали и опробовались идеи и сюжет его
последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о
прекращении "Дневника" в связи с намерением заняться
"одной художнической работой, сложившейся ... в эти два года
издания „Дневника" неприметно и невольно". "Братья
Карамазовы" — итоговое произведение писателя, в котором
художественное воплощение получили многие идеи его
творчества. История Карамазовых, как писал автор,— это не
просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное
"изображение нашей современной действительности, нашей
современной интеллигентской России". Философия и
психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и
христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в
душах людей, традиционная для классической русской
литературы тема "отцов и детей" — такова проблематика романа.
В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с
великими мировыми "вопросами" и вечными
художественно-философскими темами. В январе 1881
Достоевский выступает на заседании совета Славянского
благотворительного общества, работает над первым выпуском
возобновленного "Дневника писателя", разучивает роль
схимника в "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого для
домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает
решение "непременно участвовать в пушкинском вечере" 29
января. Он собирался "издавать „Дневник писателя" ... в
течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть
„Братьев Карамазовых", где появились бы почти все прежние
герои...". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом
кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч.
38 мин. вечера он скончался. 31 января 1881 при огромном
стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в
Александро-Невской лавре в Петербурге.
I. Вступление
Двадцатого декабря я узнал, что уже всё решено и что я редактор
"Гражданина". Это чрезвычайное событие, то есть чрезвычайное для меня
(я никого не хочу обижать), произошло, однако, довольно просто.
Двадцатого декабря я как раз читал статью "Московских ведомостей" о
бракосочетании китайского императора; она оставила во мне сильное
впечатление. Это великолепное и, по-видимому, весьма сложное событие
произошло тоже удивительно просто: всё оно было предусмотрено и
определено еще за тысячу лет, до последней подробности, почти в
двухстах томах церемоний. Сравнив громадность китайского события с моим
назначением в редакторы, я вдруг почувствовал неблагодарность к
отечественным установлениям, несмотря на то что меня так легко
утвердили, и подумал, что нам, то есть мне и князю Мещерскому, в Китае
было бы несравненно выгоднее, чем здесь, издавать "Гражданина". Там всё
так ясно... Мы оба предстали бы в назначенный день в тамошнее главное
управление по делам печати. Стукнувшись лбами об пол и полизав пол
языком, мы бы встали и подняли наши указательные персты перед собою,
почтительно склонив головы. Главноуправляющий по делам печати, конечно,
сделал бы вид, что не обращает на нас ни малейшего внимания, как на
влетевших мух. Но встал бы третий помощник третьего его секретаря и,
держа в руках диплом о моем назначении в редакторы, произнес бы нам
внушительным, но ласковым голосом определенное церемониями наставление.
Оно было бы так ясно и так понятно, что обоим нам было бы неимоверно
приятно слушать. На случай, если б я в Китае был так глуп и чист
сердцем, что, приступая к редакторству и сознавая слабость моих
способностей, ощутил бы в себе страх и угрызение совести, - мне бы
тотчас же было доказано, что я вдвое глуп, питая такие чувства. Что
именно с этого момента мне вовсе не надо ума, если б даже и был;
напротив того, несравненно благонадежнее, если его нет вовсе. И уж, без
сомнения, это было бы весьма приятно выслушать. Заключив прекрасными
словами: "Иди, редактор, отныне ты можешь есть рис и пить чай с новым
спокойствием твоей совести", третий помощник третьего секретаря вручил
бы мне красивый диплом, напечатанный на красном атласе золотыми
литерами, князь Мещерский дал бы полновесную взятку, и оба мы,
возвратясь домой, тотчас же бы издали великолепнейший Љ "Гражданина",
такой, какого здесь никогда не издадим. В Китае мы бы издавали отлично.
Подозреваю, однако, что в Китае князь Мещерский непременно бы
со мною схитрил, пригласив меня в редакторы наиболее с тою целью, чтоб
я заменял его лицо в главном управлении по делам печати каждый раз,
когда бы его приглашали туда получать удары по пятам бамбуковыми
дощечками. Но я перехитрил бы его: я бы тотчас перестал печатать
"Бисмарка", сам же, напротив, стал отлично писать статьи, - так что к
бамбуку призывали бы меня всего лишь через номер. Зато я бы выучился
писать.
В Китае я бы отлично писал; здесь это гораздо труднее. Там всё
предусмотрено и всё рассчитано на тысячу лет; здесь же всё вверх дном
на тысячу лет. Там я даже поневоле писал бы понятно; так что не знаю,
кто бы меня стал и читать. Здесь, чтобы заставить себя читать, даже
выгоднее писать непонятно. Только в "Московских ведомостях" передовые
статьи пишутся в полтора столбца и - к удивлению - понятно; да и то
если принадлежат известному перу. В "Голосе" они пишутся в восемь, в
десять, в двенадцать и даже тринадцать столбцов. Итак, вот сколько надо
здесь истратить столбцов, чтобы заставить уважать себя.
У нас говорить с другими - наука, то есть с первого взгляда,
пожалуй, так же, как и в Китае; как и там, есть несколько очень
упрощенных и чисто научных приемов. Прежде, например, слова "я ничего
не понимаю" означали только глупость произносившего их; теперь же
приносят великую честь. Стоит лишь произнести с открытым видом и с
гордостью: "Я не понимаю религии, я ничего не понимаю в России, я ровно
ничего не понимаю в искусстве" - и вы тотчас же ставите себя на
отменную высоту. И это особенно выгодно, если вы в самом деле ничего не
понимаете.
Но этот упрощенный прием ничего не доказывает. В сущности, у
нас каждый подозревает другого в глупости безо всякой задумчивости и
безо всякого обратного вопроса на себя: "Да уж не я ли это глуп в самом
деле?" Положение вседовольное, и, однако же, никто не доволен им, а все
сердятся. Да и задумчивость в наше время почти невозможна: дорого
стоит. Правда, покупают готовые идеи. Они продаются везде, даже даром;
но даром-то еще дороже обходятся, и это уже начинают предчувствовать. В
результате никакой выгоды и по-прежнему беспорядок.
Пожалуй, мы тот же Китай, но только без его порядка. Мы едва
лишь начинаем то, что в Китае уже оканчивается. Несомненно придем к
тому же концу, но когда? Чтобы принять тысячу томов церемоний, с тем
чтобы уже окончательно выиграть право ни о чем не задумываться, - нам
надо прожить по крайней мере еще тысячелетие задумчивости. И что же -
никто не хочет ускорить срок, потому что никто не хочет задумываться.