Январь
Глава Первая
I. Финансы. Гражданин, Оскорбленный В Ферсите.
Увенчание Снизу И Музыканты. Говорильня И Говоруны
Господи, неужели и я, после трех лет молчания, выступлю, в
возобновленном "Дневнике" моем, с статьей экономической? Неужели и я
экономист, финансист? Никогда таковыми не был. Несмотря даже на
теперешнее поветрие, не заразился экономизмом, и вот туда же за всеми
выступаю с статьей экономической. А что теперь поветрие на экономизм -
в том нет сомнения. Теперь все экономисты. Всякий начинающийся журнал
смотрит экономистом и в смысле этом рекомендуется. Да и как не быть
экономистом, кто может теперь не быть экономистом: падение рубля,
дефицит! Этот всеобщий экономический вид появился у нас наиболее в
последние годы, после нашей турецкой кампании. О, и прежде у нас
рассуждали много о финансах, но во время войны и после войны все
бросились в финансы по преимуществу, - и опять-таки, конечно, всё это
произошло натурально: рубль упал, займы на военные расходы и проч. Но
тут, кроме собственно рубля, была и отместка, да и теперь продолжается,
именно за войну отместка: "Мы, дескать, говорили, мы предрекали".
Особенно пустились в экономизм те, которые говорили тогда, в семьдесят
шестом и седьмом годах, что денежки лучше великодушия, что Восточный
вопрос одно баловство и фикция, что не только подъема духа народного
нет, не только война не народна и не национальна, но, в сущности, и
народа-то нет, а есть и пребывает по-прежнему всё та же косная масса,
немая и глухая, устроенная к платежу податей и к содержанию
интеллигенции; масса, которая если и дает по церквам гроши, то потому
лишь, что священник и начальство велят. Все русские Ферситы (а их много
развелось в интеллигенции нашей) были тогда страшно оскорблены в своих
лучших чувствах. Гражданин в Ферсите был оскорблен. Вот и начали они
мстить, попрекая финансами. Мало-помалу примкнули к ним уже и не
Ферситы, даже бывшие "герои" примкнули. Все понемногу надулись,
некоторые, впрочем, очень. Правда, и мир невыгодный поспособствовал,
берлинская конференция. (NB. Кстати об этой берлинской конференции:
меня тогда одна баба в глуши, в захолустье, на проселочной дороге,
хозяйка постоялого дворика, вдруг спрашивает: "Батюшка, скажи ты мне,
как нас там за границей-то теперь порешили, не слыхать ли чего?"
Подивился я тогда на эту бабу. Но об этом, то есть о тогдашнем подъеме
духа народного, потом.) Я только хочу теперь сказать, что об рубле и о
дефиците все теперь пишут, и, уж конечно, тут отчасти и стадность: все
пишут, все тревожатся, так как же и мне не тревожиться, подумают, что
не гражданин, не интересуюсь. Впрочем, есть кое-где и настоящая
гражданская тревога, есть боль, есть болезненные сомнения за будущее, -
не хочу душой кривить. Но, однако же, хоть и истинные гражданские боли,
а почти везде всё на тему: зачем-де у нас всё это не так, как в Европе?
"В Европе-де везде хорош талер, а у нас рубль дурен. Так как же это мы
не Европа, так зачем же это мы не Европа?" Умные люди разрешили наконец
вопрос, почему мы не Европа и почему у нас не так, как в Европе:
"Потому-де, что не увенчано здание". Вот и начали все кричать об
увенчании здания, забыв, что и здания-то еще никакого не выведено, что
и венчать-то, стало быть, совсем нечего, что вместо здания всего только
несколько белых жилетов, вообразивших, что они уже здание, и что
увенчание, если уж и начать его, гораздо пригоднее начать прямо снизу,
с армяка и лаптя, а не с белого жилета. Тут сделаем необходимую
оговорку: увенчание снизу на первый взгляд, конечно, нелепость, хотя бы
лишь в архитектурном смысле, и противоречит всему, что было и есть в
этом роде в Европе. Но так как у нас всё своеобразно, всё не так, как в
Европе, а иногда так совсем наоборот, то и в таком важном деле, как
увенчание здания, дело это может произойти наоборот Европе, к удивлению
и негодованию наших русских европейских умов. Ибо, к удивлению Европы,
наш низ, наш армяк и лапоть, есть в самом деле в своем роде уже здание,
- не фундамент только, а именно здание, - хотя и незавершенное, но
твердое и незыблемое, веками выведенное, и действительно, взаправду всю
настоящую истинную идею, хотя еще и не вполне развитую, нашего будущего
уже архитектурно законченного здания в себе одном предчувствующее.
Впрочем, все эти возгласы европейцев наших об увенчании, если уж всю
правду сказать, имеют характер, именно как и сказали мы выше, более
стадный и механически-успокоительный, чем рассудочный и действительно
гражданский, нравственно-гражданский. И потому так набросились все на
это новое утешение, что все эти внешние, именно
механически-успокоительные утешения всегда легки и приятны и
чрезвычайно сподручны: "Нужна-де только европейская формула, и всё как
раз спасено; приложить ее, взять из готового сундука, и тотчас же
Россия станет Европой, а рубль талером". Главное, что приятно в этих
механических успокоениях, - это то, что думать совсем не надо, а
страдать и смущаться и подавно. Я про стадо говорю, я праведников не
трогаю. Праведники везде есть, даже и из европейцев русских, и я их
чту. Но согласитесь, что у нас, в большинстве случаев, всё это как-то
танцуя происходит. Чего думать, чего голову ломать, еще заболит; взять
готовое у чужих - и тотчас начнется музыка, согласный концерт -