…— А кем станешь ты теперь на земле?
И та отвечала:
— Вещуньей.
Человек всегда тревожится о судьбе своей, об успехе дел, о здоровье, о
любви, норовит вопросить будущее. Такими же были наши предки, древние
славяне. Они гадали вот так: метали вверх деревянные кружки, с одной
стороны белые, с другой — черные; ляжет бело — значит, добро, дело
выгорит, удача ждет; а если черное — берегись беды. Вопрошали о будущем
коня Святовидова. Гадали по полету и крикам птиц, животных. Вглядывались
в движение огня и дыма в костре. Глядя в бегущую воду, гадали по ее
течению, пене и струям. В зачарованную купальскую ночь юные девы
опускали в волны венки с зажженными лучинками и следили за ними: у
которой венок дальше всех проплывет, та будет всех счастливей, а у
которой лучинка дольше гореть будет, та проживет долгую-предолгую жизнь!
Надобно знать, однако, что всякое гадание — штука опасная. Судьба не
любит, когда ее пытают, а потому гадалки и ворожеи редко бывают
счастливы, пусть даже и предрекают иным людям счастливую долю.
Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой
прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с
письменами. На нем значилось:
«НЕПРАВДОЮ ВЕСЬ СВЕТ ПРОЙДЕШЬ, ДА НАЗАД НЕ ВЕРНЕШЬСЯ»
Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:
— Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!
Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул.
И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер — Правду и Неправду.
На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:
— Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.
— Это невозможно, — сказала Правда. — Свет необъятен. В чужих землях
тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание
невыполнимо.
— Это возможно, — возразила ее сестра. — Но для этого ты должен стать
моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой.
Охотник согласился.
Прошло много лет.…