…Но
у короля был брат по имени Айлиль; красота Этайн настолько поразила
его, что он заболел от страсти и оказался на пороге смерти. Как раз в
это время Эохайд собрался объехать Ирландию, как полагалось делать
королю. Он оставил брата на попечение Этайн, наказав ей делать для него
все, что будет возможно, а если он умрет, то похоронить его с должными
почестями и воздвигнуть огамический камень на его могиле. Этайн
отправляется навестить больного и спрашивает, что же все-таки с ним
стряслось; сперва он говорит загадками, но в конце концов, тронутый ее
нежностью, открывает ей свое сердце. Его описание страданий безнадежной
любви потрясающе лирично. «Это ближе, чем кожа, — стенает он, — это как
битва с призраком, это захватывает, как поток, это оружие под волнами,
это страсть к эху». Говоря об «оружии под волнами» поэт имеет в виду,
что любовь подобна тайным сокровищам волшебного народа, который живет в
царстве Мананнана, — она столь же прекрасна и столь же недостижима.
Этайн оказывается в затруднении; наконец с простодушным
добросердечием она решает, что пусть она и не любит Айлиля, но не хочет,
чтобы человек умер от тоски по ней, и обещает отдаться ему. Вероятно,
здесь нам следует понять, что она действует так, движимая своей чудесной
природой, ибо волшебному народу незнакомы добро и зло, они ведают лишь
радость и страдание. Однако надо заметить, что в ирландских преданиях
вообще преобладает именно такой подход к нравственности, как среди
Племен богини Дану, так и среди смертных — и те и другие отличаются
поразительной безответственностью.
Итак, Этайн назначает Айлилю свидание в доме за границами Тары, ибо
она не хочет совершать то, что называет своим «славным преступлением»,
во дворце короля. Однако накануне Айлиля охватывает настолько глубокий
сон, что он не приходит в условленное место. Тем не менее к Этайн
является некто в его обличье, но лишь затем, чтобы печально рассуждать о
своей болезни. Когда Этайн и Айлиль встретились вновь, ситуация
совершенно изменяется. …