Стефани и Джиму Леонардам - они знают, за что. Да-да,
знают.
Мне хотелось бы с благодарностью упомянуть здесь
имена трех медиков, которые очень помогли мне, предоставив для этой книги
фактический материал. Спасибо:
Рассу Дорру, фельдшеру
Флоренс Дорр, медицинской сестре Дженет Ордуэй, доктору медицины и психиатрии
Если читатель не заметит в книге промахов - это
благодаря им. Если же он найдет в книге вопиющие ошибки, в них виноват я
сам.
Разумеется, такого лекарства, как "новрил", не
существует, но используются аналогичные препараты на кодеиновой основе: к
сожалению, случается, что персонал больниц, аптек и других медицинских
учреждений не содержит эти препараты под достаточно надежными
замками. Все места действия и действующие лица
вымышлены. С.К.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЭННИ
Когда ты заглядываешь в бездну, сама бездна заглядывает в
тебя. Фридрих Нитше
Глава 1
Коричневый ухмнннн Йерннн коричневый ухмнннн
Фэйунннн Вот такие звуки: даже в дымке.
Глава 2
Но иногда звуки - как и боль - отступали, и оставалась только дымка. Он
помнил темноту: дымке предшествовала плотная темнота. Означает ли это, что
состояние его улучшается? Он видит свет (пускай сквозь дымку), а свет - это
хорошо, и т.д, и т.п., так? А во тьме были эти звуки? Он не знал ответов на эти
вопросы. Есть ли смысл спрашивать? И на этот вопрос он не знал ответа.
Боль помещалась глубже, под звуками. К востоку от солнца и к югу от его ушей.
Вот и все, что ему было известно. В течение какого-то времени, очень
долгого, как ему казалось (и в самом, деле долгого, так как существовали только
боль и дрожащая, как будто от ветра, дымка), внешняя вселенная состояла только
из этих звуков. Он не знал, кто он и где находится, да и знать не хотел. Хорошо
было бы умереть, но сквозь болевую дымку, окутавшую его сознание подобно летней
грозовой туче, он не отдавал себе отчета, желает ли он смерти. Время
шло, и он усвоил, что боль периодически оставляет его. Когда он в самый первый
раз вынырнул из непроглядной черноты, которая предшествовала дымке, к нему
пришла мысль, не имевшая никакого отношения к его теперешнему положению. Мысль
об обломке деревянного столба, торчавшем из песка на пляже Ревир-Бич. Когда он
был маленьким, отец с матерью часто брали его с собой на Ревир-Бич, и он всякий
раз настаивал, чтобы родители разложили плед так, чтобы можно было лежать на нем
и смотреть на этот обломок, который казался мальчику клыком погребенного под
песком чудовища. Ему нравилось сидеть и смотреть, как прилив наступает на берег
и в конце концов накрывает деревяшку целиком. А потом, несколько часов спустя,
когда уже съедены все сандвичи и весь картофельный салат, когда в отцовском
термосе не осталось ни капли и когда мама уже готова сказать, что пора
собираться домой, обломанная верхушка полусгнившего дерева вновь показывалась
над поверхностью воды. Сначала выглядывал только острый край, и его накрывало
прибоем, потом дерево все больше и больше высовывалось из воды. К тому времени,
как его родители выбрасывали мусор в большую круглую урну с надписью СОБЛЮДАЙТЕ
ЧИСТОТУ НА ПЛЯЖЕ, собирали игрушки Поли (это меня зовут Поли я - Поли я
сегодня обгорел и вечером ма смажет меня маслом "Джонсонз бэби" - пронеслась
мысль в той темной грозовой туче, внутри которой он сейчас жил) И
складывали плед, деревянный столб, почерневший и скользкий, уже почти целиком
торчал из воды, и на его боках там и сям белела пена. Отец пытался тогда
объяснить, что это прилив, но он-то всегда знал, что это столб. Прилив приходит
и уходит, а столб остается. Просто иногда его не видно. Без столба прилива не
бывает. Воспоминание ползало по кругу, как сонная муха, и сводило его с
ума. Он принялся было отыскивать в нем смысл, но тут вмешались звуки.
Фэйунннн Крррасное все крррасннное Коричневый ухмнннн
Время от времени звуки прекращались. Время от времени прекращался он.
Первое его явственное воспоминание о нынешнем времени, о времени, проведенном в
грозовой туче, было воспоминанием о прекращении, о мгновениях, когда он
сознавал, что не может сделать вдох, и в этом нет ничего страшного, так и должно
быть, так и полагается, собственно говоря: он только рад выйти из игры.
А потом над ним возник чей-то рот, несомненно, женский, хотя губы были жесткие,
сухие, и этот рот принялся дуть в его рот, накачивая воздух ему в легкие, и
когда эти чужие губы отодвинулись, он впервые почувствовал запах своей
тюремщицы, почувствовал запах ее дыхания, запах воздуха, который она вдыхала в
него против его воли; с такой вот силой мужчина проникает в женщину, которая не
желает соития. Этот запах сложился из жуткой смеси ароматов ванильного печенья,
мороженого в шоколаде, жареного цыпленка и арахисового масла. Ее голос
заорал над его ухом: - Дыши, черт побери! Дыши, Пол! И те губы опять
сомкнулись с его губами. В его горло снова потекла струя воздуха. Влажная струя,
такая несется вслед за мчащимся поездом и тащит за собой обрывки газет и
конфетные обертки: потом губы отпрянули, и он подумал: Господи, не надо больше,
мой нос не выдержит, но он ничего не мог поделать, и некуда было деваться от
этого смрада, смрада, от этого проклятого СМРАДА. - Дыши, черт тебя
подери! - кричал невидимый голос, и он думал: Хорошо, я буду дышать, все, что
угодно, пожалуйста, только не делай этого больше, не заражай меня, и он даже
попытался вдохнуть, но не успел, потому что ее губы, сухие и холодные, как кусок
подсоленной кожи, опять соединились с его губами и выдыхаемый ею воздух снова
наполнил его. Когда она в очередной раз убрала губы, он не просто
выпустил воздух из легких, а вытолкнул его и туг же самостоятельно сделал
глубокий вдох. Выдохнул. И замер в ожидании, что его грудь (он пока не мог ее
видеть) поднимется сама, как поднималась всю жизнь безо всяких усилий с его
стороны. Но грудь не поднялась, и тогда он снова набрал в легкие воздуха и
задышал сам, как можно чаще, чтобы ее запах выветрился поскорее из его
тела. Никогда прежде обыкновенный воздух не казался ему таким
чудесным. Он опять стал проваливаться в туман, но пока окружающий мир
окончательно не скрылся во мгле, услышал, как какая-то женщина сказала:
- Ух! А ведь совсем близко был. Не так, уж и близко, подумал он и уснул. Ему
снился обломок деревянного столба, настолько настоящий, что он, пожалуй, смог бы
дотянуться до него и прикоснуться ладонью к зеленовато-черному шершавому
боку. Снова возвратившись в прежнее состояние полусознания, он сумел
обнаружить связь между обломком столба и своим нынешним положением - боль тоже
наплывала на него. Впрочем, его боль похожа не на морской прилив. Он извлек урок
из сновидения, которое на самом деле было воспоминанием. Ему только казалось,
что боль накатывает и уходит. Боль похожа на тот столб, который всегда на месте,
его лишь не видно время от времени. Когда боль не погружала его сознание в
каменно-серое облако, он молча благодарил ее, но теперь его уже нельзя обмануть:
она все еще здесь и скоро покажется. И столбов теперь два, вместо одного; боль -
это два столба, и какая-то частица его разума давно знала тот факт, который лишь
много позже стал достоянием основной части сознания: два поломанных столба - это
две его искалеченные ноги. Лишь спустя долгое время ему удалось
освободиться от засохшей на губах чужой слюны и прохрипеть: - Где
я? У его кровати сидела женщина с книжкой в руках. На обложке стояло имя
автора - Пол Шелдон. Ему удалось вспомнить, что это имя - его собственное, и он
не удивился такому открытию. Когда он наконец выговорил свой вопрос,
женщина ответила: - Сайдвиндер, штат Колорадо. - И добавила: -
Меня зовут Энни Уилкс. Я... - Знаю, - перебил он. - Вы - моя самая
большая поклонница. - Да, - подтвердила она, улыбаясь. - Именно так.
|