Очень легко - может быть, слишком легко - делать посвящение мертвецам. Эта книга
посвящается шести великим писателям ужасов, которые еще
живы:
Роберт Блох Хорхе Луис Борхес
Рэй Брэдбери Фрэнк Белкнап Лонг
Дональд Уондри Мэнли Уэйд Уэллман
Входи,
путник, на свой страх и риск: здесь водятся тигры
-
Какой самый отвратительный поступок вы совершили ? - Этого я вам
не скажу, но могу рассказать о самом отвратительном из всего, что случалось со
мной... О самом ужасном... Питер Страуб. "История с
привидениями"
Нас ждет вечеринка, но нужно миновать стражу
снаружи... Эдци Кохрен. "Заходите все"
ПРОЛОГ
Книга, которую вы держите в руках, возникла благодаря телефонному звонку
в ноябре 1978 года. В то время я преподавал литературное мастерство и вел
несколько курсов в Мэнском университете в Ороно, а в свободное время доделывал
черновой вариант романа "Воспламеняющая взглядом" - к настоящему времени он уже
опубликован. Мне позвонил Билл Томпсон, который в 1974 - 1978 годах издал мои
первые пять книг: "Кэрри", "Жребий", "Сияние", "Ночная смена" и
"Противостояние". Но, что гораздо важнее, Билл Томпсон, бывший в ту пору
редактором в "Даблдэй", оказался первым человеком, связанным с издательскими
кругами Нью-Йорка, который с интересом прочел мои ранние, еще не опубликованные,
произведения. Он явился для меня тем самым важнейшим первым контактом, которого
начинающие авторы ждут, на который надеются - и который так редко
находят. После "Противостояния" наши пути с "Даблдэй" разошлись, ушел
оттуда и Томпсон - он стал старшим редактором в "Эверест Хаус". За годы нашего
сотрудничества мы сделались не только коллегами, но и друзьями, поэтому не
теряли друг друга из виду, время от времени обедали вместе.., ну и выпивали.
Лучшая попойка случилась у нас во время бейсбольного матча всех звезд в июле
1978 года: мы смотрели его на большом телеэкране поверх рядов пивных кружек в
каком-то нью-йоркском баре. Над прилавком висело объявление "Счастливые часы для
ранних пташек с 8 до 10 утра, в это время вдвое дешевле". Когда я спросил у
бармена, что за люди приходят с восьми до десяти утра, чтобы выпить "коллинз" с
ромом или джин, он злобно посмотрел на меня, вытер руки о фартук и ответил:
"Парни из колледжа.., такие, как ты". И вот в этот ноябрьский вечер,
вскоре после Хэллоуина, Билл позвонил мне и сказал: "Слушай, а почему бы тебе не
написать книгу о феномене жанра ужасов, как ты его себе представляешь? Романы,
кинофильмы, радио, телевидение - все в целом. Если хочешь, поработаем
вместе". Предложение показалось мне одновременно заманчивым и пугающим.
Заманчивым потому, что время от времени меня спрашивали, что заставляет меня об
этом писать, а людей - читать и ходить в кино. Парадокс: люди платят деньги за
то, чтобы чувствовать себя некомфортно. Я разговаривал на эту тему со многими
своими студентами и написал немало слов (включая довольно длинное предисловие к
моему собственному сборнику рассказов "Ночная смена"), и мысль о том, чтобы
вынести наконец Окончательный Вердикт, привлекала меня. Я подумал, что потом
запросто смогу уходить от надоевших вопросов, просто сказав: "Если хотите знать
мое мнение о жанре ужасов, прочтите книгу, которую я написал на эту тему. Это
мой Окончательный Вердикт по делу об ужасах". Пугало же меня это
предложение тем, что мне уже виделась работа, растягивающаяся на годы,
десятилетия, столетия. Если начать с Гренделя <Чудовище из старинного
англосаксонского эпоса "Беовульф".> и его матери, то даже в виде сжатого
приложения к "Ридерз дайджест" мой труд занял бы четыре солидных тома.
Но Билл возразил, что можно ограничиться последними тремя десятилетиями, сделав
лишь несколько отступлений к основам жанра. Я обещал подумать и принялся думать.
Думал я долго и напряженно. Раньше мне не приходилось писать нехудожественные
книги, и это меня тоже пугало. Внушала страх и мысль о необходимости говорить
правду. Художественная литература - это, что ни говори, нагромождение одной лжи
на другую.., поэтому, кстати, пуритане никогда не могли с ней смириться. Если вы
сочиняете и чувствуете, что застряли, всегда можно придумать что-то другое или
вернуться на несколько страниц и что-нибудь изменить. А вот с нехудожественной
книгой приходится утомительно проверять все факты, следить, чтобы не было ошибок
в датах, чтобы все фамилии были написаны верно.., а хуже всего, что это означает
"выставляться". Романист, в конце концов, скрыт от читателей; в отличие от
музыканта или актера он может пройти по улицам, и никто его не узнает. Созданные
им Панч и Джуди <Популярное кукольное представление, в котором действуют
постоянные персонажи: шут-неудачник Панк и его жена Джуди.> выступают на
сцене, а сам он остается невидимкой. Но тот, кто отходит от вымысла, становится
слишком заметен. И все же идея казалась весьма привлекательной. Я
начинал понимать, что чувствуют чудаки в Гайд-парке ("чокнутые", как называют их
наши британские братья), взгромождаясь на фанерные ящики. Мне уже виделись сотни
страниц, на которых я смогу изложить свои излюбленные гипотезы: "И мне еще за
это заплатят!" - воскликнул он, потирая ладони и безумно хихикая". Я представлял
себе курс, который буду читать в следующем семестре. Назову его "Особенности
литературы о сверхъестественном". Но больше всего меня радовала возможность
поговорить о жанре, который люблю. Мало кто из авторов модных книг ее
получает. Что касается курса "Особенности литературы о
сверхъестественном"... В тот ноябрьский вечер, когда позвонил Билл, я сидел на
кухне и, попивая пиво, прикидывал его программу; а вслух говорил жене, что скоро
мне предстоит вести длинные разговоры с множеством людей о предмете, в котором я
прежде находил свой путь на ощупь, словно слепой. Хотя многие из тех книг и
фильмов, о которых пойдет речь в этой книге, сейчас изучают в университетах, я
составлял свое мнение совершенно самостоятельно, и никакие учебники не
направляли ход моих мыслей. Похоже, вскоре мне предстоит впервые узнать истинную
цену своих суждений. Эта фраза может показаться странной. Но ниже я
сформулирую положение о том, что никто не может быть уверен в своих мыслях по
тому или иному поводу, пока не запишет их на бумаге; кроме того, я считаю, что
мы вообще плохо представляем себе, что думаем, пока не изложим свои рассуждения
перед другими, по крайней мере не менее разумными, людьми, чем мы сами. Поэтому
перспектива оказаться за кафедрой в университетской аудитории меня беспокоила, и
я слишком много переживал по этому поводу во время во всех остальных отношениях
замечательного отпуска на Сент-Томасе <Один из Виргинских островов в
Вест-Индии.>, когда размышлял о роли смешного в "Дракуле" Стокера и об
элементах паранойи в "Похитителях тел" Джека Финнея. После звонка Билла
я начал думать, что если мои беседы (у меня не хватало смелости назвать их
лекциями) в области ужасов-сверхъестественного-готического будут приняты хорошо
- и мною, и моими слушателями, - то, возможно, книга на эту тему замкнет круг. В
конце концов я позвонил Биллу и сказал, что попробую написать книгу. И, как
видите, я ее написал. Все это я говорю к тому, чтобы поблагодарить Билла
Томпсона, которому принадлежит идея книги. Идея очень хорошая. Если вам
понравится книга, скажите спасибо Биллу, это он ее придумал. А если не
понравится, вините автора, который испортил отличную задумку. Благодарю
также тех студентов - их было ровно сто, - которые терпеливо (а порой
снисходительно) слушали, как развиваю перед ними свои мысли. В результате я не
могу претендовать на авторство всех изложенных здесь концепций, потому что в
ходе обсуждения они модифицировались, уточнялись, а во многих случаях и
полностью изменялись. Однажды на лекцию пришел Бертон Хетлен, профессор
английской литературы из Мэнского университета. В тот день я рассказывал о
"Дракуле" Стокера, и мысль Бертона о том, что ужас является важной частью того
бассейна мифов, в котором все мы купаемся, стала одним из кирпичей в фундаменте
этой книги. Так что спасибо, Берт. Заслуживает благодарности и мой агент
Кирби Макколи, любитель ужасов и фэнтези, добропорядочный гражданин Миннесоты,
который прочел рукопись, указал на ошибки и поспорил с некоторыми выводами.., но
больше всего я признателен ему за один вечер в нью-йоркском отеле "Плаза",
проведенном за выпивкой. В тот вечер он помог мне составить рекомендуемый список
фильмов ужасов 1950 - Г980 годов, который входит в приложение 1. Я в долг>
перед Кирби и за многое другое, но пока ограничимся этим. В процессе
работы над "Танцем смерти" я пользовался множеством источников и постарался
отметить благодарностью каждый, но здесь хочу назвать особенно ценные для меня:
самую первую работу о фильмах ужасов - книгу Карлоса Кларенса "Иллюстрированная
история фильмов ужасов"; тщательный, эпизод за эпизодом, анализ содержания
"Сумеречной зоны" (The Twilight Zone) в "Старлоге" <Ежемесячный американский
журнал, посвященный в основном фантастике в кино и на телевидении. Основан в
1976 году.>. "Энциклопедию научной фантастики", составленную Питером
Николсом, которая была особенно полезна для понимания (или попыток понять)
смысла произведений Харлана Эллисона и телесериала "Внешние ограничения" (The
Outer Limits); а также бесчисленное количество иных закоулков, куда мне
приходилось забредать. Наконец, я хотел бы выразить благодарность
писателям: Рэю Брэдбери, Харлану Эллисону, Ричарду Матесону, Джеку Финнею,
Питеру Страубу, а вместе с ними и Энн Риверс Сиддонс, которые любезно ответили
на мои письма и предоставили информацию о творческой истории своих произведений.
Их голоса придают книге особую глубину, которой ей как раз не хватало.
Пожалуй, все... Хочу только добавить: не думайте, что я считаю свою работу хоть
в какой-то степени приближающейся к совершенству. Подозреваю, что, несмотря на
тщательную проверку, в ней остается еще немало ошибок; надеюсь лишь, что они не
слишком серьезны и их не чересчур много. Если обнаружите такие ошибки, то,
надеюсь, вы напишете мне и укажете на них, чтобы я мог внести поправки в
следующие издания. И, знаете, я надеюсь, книга вас позабавит. Читайте понемногу
или все сразу - главное, с удовольствием. В конце концов, для того она и
написана, как и любой роман. Может быть, что-то заставит вас задуматься, или
улыбнуться, или рассердиться. Любая из этих реакций будет мне приятна. А вот
скука - это ужасно. Для меня работа над этой книгой была одновременно
тяжким бременем и удовольствием, в иные дни - неприятной обязанностью, в другие
- приятным времяпрепровождением. В результате, наверное, вы обнаружите, что она
написана неровно. Надеюсь только, что путешествие по ней для вас, как и для
меня, не останется бесполезным. Стивен Кинг
|