![R2D2 R2D2](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/R2D2.jpg)
Все это похоже на какое-то помешательство. Неожиданно фантастический
фильм становится чем-то значительно большим, чем просто развлечение –
это уже настоящий социологический феномен. Появление первой серии
«Звездных войн» было похоже на зарождение нового религиозного течения.
![постер к звездным фойнам постер к звездным фойнам](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/poster.jpg)
«Давным-давно, в далекой галактике…» Романтическая и
масштабная история о борьбе Добра и Зла, о любви, ненависти,
предательстве и героизме, захватила умы миллионов. Теперь уже трудно
сказать, что же именно было столь впечатляющим – ведь одними только
новаторскими спецэффектами такую немыслимую популярность не объяснишь
при всем желании… Удивительно, но тогда, в конце семидесятых, когда еще
люди слыхом не слыхивали о феномене «Звездных войн», в успех картины
молодого режиссера Джорджа Лукаса мало кто верил.
![джордж лукас джордж лукас](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/george-lucas.jpg)
Джорджу на момент съемок было всего 32 года. В его творческом багаже уже имелись два полнометражных фильма – «Галактика THX-1138» (1971) – тоже фантастика, но совсем другого рода, и «Американские граффити»
(1973) – молодежная комедия про подростков из калифорнийского городка.
Второй фильм стал коммерческим успехом, но то, что произошло с третьим,
стало полной неожиданностью для всех. Эффект был подобен разорвавшейся
бомбе. Сейчас, больше тридцати лет спустя, очень трудно было представить
себе, какой психоз поднялся по всему миру из-за этого фильма – люди
занимали очередь в кассу кинотеатра еще с вечера и сидели у окошка всю
ночь, чтобы попасть на лучшие места. Сегодня это кажется сущим безумием.
![корабль пиратов корабль пиратов](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/pirate-ship.jpg)
«В чем был секрет успеха? Я думаю, в том, что это светлый и
добрый фильм, с героями и злодеями, а самое главное – он по-настоящему
интересный, он смог развлечь зрителя лучше, чем что-либо до него. Я
старался воссоздать тот дух приключенческой романтики, который был в
старых кино про пиратов, но я перенес этот дух в просторы космоса, и в
результате получился невиданный прежде сплав фантастики и приключений.»
Приключенческие фильмы в огромном количестве выходили в телеэфир в
шестидесятые, и Лукас пересмотрел их множество. Старые вестерны, весь
целиком сериал про Флэша Гордона и картины про 19-й век с фехтованием –
все это слилось в «Звездных войнах».
![флэш гордон флэш гордон](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/flash-gordon.jpg)
Люк Скайуокер, главный герой «Звездных войн» - это прямой «потомок»
Флэша Гордона, популярнейшего героя комиксов, впервые увидевших свет в
далеком 34-м. Его придумал художник Алекс Реймонд. Флэш был отважным
молодым человеком, который благодаря невероятному стечению обстоятельств
попадает на другие планеты и переживает удивительные приключения,
борясь со злом.
![набросок люка набросок люка](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/luke-sketch.jpg)
Он был олицетворением идеального героя приключенческих комиксов – так
и Люк стал воплощением духа приключений для любого подростка,
мечтающего о путешествиях. Для Лукаса Люк стал чем-то вроде
«альтер-эго», второго «я», режиссер спроецировал на этот образ свои
собственные представления об идеальном герое фантастического фильма.
![люк скайуокер люк скайуокер](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/luke.jpg)
25-летний Марк Хэмилл идеально сыграл своего персонажа.
![набросок оби-вана набросок оби-вана](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/obivan-sketch.jpg)
Наставником Люка должен был стать мудрый джедай, последний из ордена, по имени Оби-Ван Бен Кеноби.
![оби-ван оби-ван](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/obivan.jpg)
Его сыграл выдающийся британский актер Алек Гиннесс.
![набросок принцессы леи набросок принцессы леи](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/leia-sketch.jpg)
Вместе с космическим контрабандистом Ханом Соло и его двухметровым другом-вуки Чубаккой Люк и Оби-Ван спасают принцессу Лею…
![принцесса лея принцесса лея](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/leia.jpg)
… в исполнении Кэрри Фишер.
![набросок дарта вейдера набросок дарта вейдера](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/darth-sketch.jpg)
А главным злодеем, по задумке Лукаса, должен был выступать Дарт
Вейдер, астматически дышащий сквозь зловещую черную маску. Звук дыхания
получили с помощью дыхательного аппарата для аквалангистов – это был
финальный штрих к портрету, простой, как все гениальное, и он стал
своеобразной «визитной карточкой» злодея.
![набросок чубакки набросок чубакки](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/chewbacca-sketch.jpg)
Лукас потратил больше месяца на кастинг, в процессе которого поменял
некоторые свои приоритеты – так, отказался от азиатского имиджа Леи (как
задумал вначале), и сделал инопланетным чудовищем не самого Хана Соло
(у режиссера долгое время была идея сделать его зеленокожим гигантом с
жабрами), а его друга Чубакку.
![чубакка чубакка](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/wookie.jpg)
В итоге тот стал выглядеть, как гигантская прямоходящая обезьяна. Кстати, по сценарию ему двести лет!
«Вообще-то я срисовал Чубакку со своей собаки по имени Индиана. Она выглядит точь-в-точь как вуки, только чуть поменьше.»
Сценарий колоссальной саги был создан Джорджем в середине 70-х, и это
было похоже на дело всей жизни. 200-страничный фолиант, (Лукас работал
над ним больше года) включал в себя все целиком события вселенной
«Звездных войн» (включая трилогию нового времени и еще массу вещей),
сотни детально проработанных персонажей – с именами, биографиями,
тщательно прописанными характерами…
![харрисон форд в кабине корабля харрисон форд в кабине корабля](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/falcon-cabin.jpg)
Лукас вдохновлялся при написании сценария приключенческим фильмом
Куросавы под названием «Три негодяя в скрытой крепости»(1958). Из
японского пришел и знаменитый термин «джедай» - это перефразирование
«дзидай-гэки» - названия исторических рассказов про самураев. В замысел
вошла масса компонентов – включая исторические события реальности, вроде
противостояния Наполеона и Сената и превращения реформатора в тирана,
многочисленные мифы и легенды – конструкция стала столь громоздкой, что
никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации.
Лукас с самого начала рассчитывал создать две трилогии, причем изложить
события «с конца» - экранизировать сразу вторую половину сценария, а
первую оставить «на потом» для интриги.
Позднее Лукас признавался, что сам не верил в то, что сможет
воплотить колоссальный проект в жизнь – настолько масштабным было его
творение. Так что он сперва собирался снять только один фильм, и по
результатам проката оценить, стоит ли снимать второй и третий. Так что
все могло закончиться на «четвертом эпизоде»!
![пираты пираты](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/reiders.jpg)
Собрав предварительный материал – сценарий и эскизы с изображениями
главных персонажей, Лукас приступил к продвижению своего проекта, а
именно – начал переговоры о запуске производства. Для этого нужно было
заключить договор с киностудией и найти необходимое финансирование.
Полгода Лукас обивал пороги глав компаний, и очень долгое время терпел
неудачи – и «Парамаунт» и «Warner Brothers», после некоторых раздумий,
отказались работать с Джорджем, ссылаясь на «непопулярность темы». Еще
бы – волшебная романтическая сказка про космических принцесс и
таинственных рыцарей под музыку симфонического оркестра – да кому это
будет интересно в эпоху диско? К тому же, фантастический антураж
наверняка потребует кучу денег, да и известных актеров в фильме не
предвидится… Типичный провальный проект!
Ничего удивительного – в семидесятые годы фантастика была синонимом
жанра ужасов, и в таких фильмах (в основном очень слабых) все больше
муссировалась тема инопланетных монстров, а вовсе не дух приключений.
Тщетно Лукас пытался убедить боссов киностудий в том, что его фильм
совершенно оригинален – несколько раз подряд ему звонили, и сообщали,
что проект отвергнут начальством. Ирония судьбы – один из успешнейших
фильмов всех времен считался потенциально убыточным!
![заготовки для клонов заготовки для клонов](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/helmets.jpg)
Но в конце концов Лукасу улыбнулась удача – кинокомпания «XX Century
Fox» согласилась-таки дать проекту зеленый свет – и то лишь после того,
как отчаявшийся режиссер подписал договор с пунктом об отказе от
выплаченного вперед гонорара… Более того, кинокомпания поставила
условием… предварительный выпуск книги о событиях четвертого эпизода!
Возможно, чтобы «прощупать почву», определить зрительские симпатии. К
тому моменту Джордж был готов на все, лишь бы воплотить задуманное в
жизнь. Блестящий писатель, он создал этот роман в соавторстве с Аланом
Фостером, и книга имела успех, да такой, что позднее Лукас даже получил
за нее престижную премию «Хьюго». И вот, выбив восемь миллионов долларов
финансирования (в процессе работы потребуется еще больше пяти
миллионов), летом 1976-го года Лукас приступил к работе над фильмом.
![съемки в тунисе съемки в тунисе](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/tatooine.jpg)
Тунис, Северная Африка. Именно здесь Джордж Лукас во главе команды из
130 человек из Англии и США снял первые кадры своего нового фильма,
сотворив мир пустынной планеты Татуин (названа по имени… города в
Тунисе!), где оказались роботы, по сюжету спасшиеся от Империи. Времени
было в обрез – из-за месяцев, потерянных на выпуск книги и переговоры с
другими компаниями, у Лукаса было меньше полугода на весь процесс,
включая монтаж и озвучку. Несколько тонн декораций были спешно привезены
в Африку на самолетах, чтобы создать антураж, придуманный режиссером.
![создание антуража татуина создание антуража татуина](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/tatooine2.jpg)
Декораторы работали 2 месяца, возводя в пустыне город Мос Айсли, в
котором Люк и Оби-Ван познакомились с космическим контрабандистом Ханом
Соло. Вся съемочная группа сидела на голодном пайке – даже сам режиссер и
главные актеры летали только эконом-классом и питались в общей
столовой. Позднее все вспоминали, каким энтузиазмом заразил команду
молодой режиссер – ни у кого не было сомнений в успехе, так напористо
Джордж шел к заветной цели.
![дроид дроид](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/droid.jpg)
В числе прочих декораций в Африку прибыли роботы – 25 различных
моделей (всего в картине их 33), изготовленных под руководством
знаменитого мастера Карло Рамбальди. Управляемые по радио, на колесном и
гусеничном ходу, а то и вовсе с карликом внутри, эти роботы создали
необходимый антураж. Съемки в пустыне были тем еще испытанием –
вездесущий песок постоянно заклинивал механизмы, так что большую часть
времени роботов ремонтировали.
![карлик для робота карлик для робота](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/midget.jpg)
Этого робота, похожего на ходячий холодильник, изображал карлик.
Иногда его забывали доставать из корпуса, а сам выбраться он не мог.
![набросок краулера набросок краулера](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/crawler-sketch.jpg)
Отлично сработали транспортные средства. Песчаный краулер пустынных
мусорщиков-джав (их сыграли полтора десятка карликов), подобравших
роботов в пустыне, был создан в виде маленькой метровой модели, которая
использовалась для съемок в движении, а в сцене выгрузки использовалась
дорогущая огромная декорация с гусеницами от карьерного экскаватора.
![съемки краулера съемки краулера](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/crawler.jpg)
Для одной из сцен (краулер после нападения имперских солдат)
декорацию «разрушили», распилив гусеницы автогеном, добавив дыр в
обшивке и дыма от дымовых шашек.
![спидер скайуокера спидер скайуокера](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/speeder2.jpg)
Парящий спидер, на котором Люк передвигался по поверхности Татуина,
на съемках общих планов двигался по поверхности земли на колесах,
которые потом убирали с помощью комбинированных съемок.
![как заставляли спидер парить как заставляли спидер парить](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/speeder.jpg)
В нескольких сценах он был закреплен на чем-то вроде огромной
карусели - на одном конце висел спидер, а на другом – члены съемочной
группы, которые приводили ее в движение.
![мос айсли в пустыне мос айсли в пустыне](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/mos-eisley.jpg)
Проведя в Тунисе в общей сложности три месяца, съемочная группа
отсняла весь материал почти без происшествий. Но все же не обошлось без
неприятностей: в разгар съемок разыгралась песчаная буря, которая
буквально разметала часть Мос Айсли по пустыне, на неделю задержав
процесс работы над фильмом. По словам местных жителей, такие бури здесь
не редкость…
![космический корабль - декорация космический корабль - декорация](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/falcon.jpg)
Когда съемочная группа вернулась в Англию, на студии "Elstree" уже
были готовы декорации для съемок последующих сцен, и самой впечатляющей
был, без сомнения, корабль «Тысячелетний сокол» Хана Соло длиной почти
пятьдесят метров. Он был так велик, что его строили и снимали в самой
большой студии компании, представлявшей собой обширный ангар за городом.
Декорация весила сорок тонн.
![кабина корабля кабина корабля](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/cabin.jpg)
Отдельно, и в совсем другой студии, сделали кабину «Сокола»,
установленную на подпружиненной платформе. В определенные моменты съемок
ассистенты трясли кабину руками, создавая иллюзию вибрации.
Для экономии съемки велись одновременно в трех павильонах, причем
Лукас передвигался между ними на велосипеде. Работая по 12 часов в сутки
без выходных, команда сумела завершить работу по съемкам материала с
актерами в декорациях всего за восемь недель. Основное время заняла
работа над спецэффектами, которых в фильме было колоссальное количество.
![работа над моделью корабля работа над моделью корабля](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/falcon-model3.jpg)
В картине использовано в общей сложности 365 спецэффектов – на то
время абсолютный рекорд. Космические корабли, разнообразные механизмы,
знаменитые лазерные мечи, даже вступительные титры – все это было
воплощено самым впечатляющим и новаторским образом. До сих пор подобных
спецэффектов в фильмах зритель еще не видел. Они были созданы в
Калифорнии, на студии, основанной Лукасом специально для «Звездных войн»
(потом крошечная фирма разрослась до гиганта под названием Industrial
Light and Magic) и объединены с кадрами, отснятыми в Англии.
Если не считать "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика, в которой
эффекты были лишь бледным дополнением к художественному замыслу, "Новая
надежда" стала первым фильмом с таким уровнем зрелищности. Сравнимый со
"Звездными войнами" фильм Спилберга "Близкие контакты третьего вида"
вышел с ними одновременно, и уже не воспринимался столь революционно.
![модель космического корабля модель космического корабля](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/falcon-model.jpg)
Для съемок космических кораблей, движущихся в пространстве, Лукас
применил революционную технологию – вместо того, чтобы пытаться двигать
корабли относительно камеры, как делалось до сих пор, он… двигал камеру
относительно неподвижных кораблей! Итог получился впечатляющим:
максимально естественное и плавное движение создавало полную иллюзию.
![съемки космического корабля съемки космического корабля](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/falcon-model2.jpg)
Модель корабля фотографировалась с помощью камеры, укрепленной на
специальном механизме, управляемом с помощью компьютера. Положение
камеры при каждом кадре сохранялось в памяти, и создатели получили
возможность добавить на стадии монтажа любой фон в полном соответствии с
ракурсом съемки. Грамотное использование освещения и движущихся теней
позволило добиться просто поразительного эффекта. Никакой компьютерной
графики в семидесятых еще и в помине не было!
![роботы звездных войн роботы звездных войн](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/robots.jpg)
Технологическим достижением было и создание тридцати трех движущихся
роботов. А главными среди них, конечно же, были знаменитые друзья R2D2 и
C3PO.
«С самого начала я задумал развернуть повествование вокруг двух
роботов, сделать их своеобразным стержнем всей истории, добавить
комическую нотку. Я полностью осознавал, что это будет трудно сделать.
Но не подозревал, что настолько… Трудностей было множество – они
постоянно ломались, делали в кадре совершенно не то, что нужно, и вообще
страшно теряли наше время. Мы справились с колоссальным количеством
проблем – иногда мне казалось, что я этого не выдержу. Но все равно было
чертовски весело!»
Результат стоил усилий – забавная пара роботов стала неотъемлемой
частью всей истории, а персонажи сыграли важнейшую, а порой и решающую
роль в судьбе главных героев.
![энтони дэниелс в костюме робота энтони дэниелс в костюме робота](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/daniels.jpg)
При создании C3PO художник вдохновлялся образом робота из старого
фильма-антиутопии Фрица Ланга «Метрополис» (1927). Для этой роли
подобрали худощавого актера Энтони Дэниелса, которого облачили в
золотистый металлический костюм. Всего было создано полдесятка вариантов
дизайна (даже с ушами и антеннами).
![костюм c3po костюм c3po](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/costume.jpg)
При ходьбе C3PO громко хрустел суставами костюма, и, кстати,
совершенно ничего не видел в шлеме, передвигаясь по съемочной площадке
практически вслепую, и постоянно врезаясь в декорации, что потребовало
множества дублей для создания всех сцен с ним.
![починка р2д2 починка р2д2](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/R2D2-tech.jpg)
Что же касается R2D2, то он был придуман самим Лукасом. Механизмы
робота постоянно давали сбои, так что его непрерывно чинили и
отлаживали.
Комбинированные съемки тоже были революционными – так, авторы
применили задние планы, вручную нарисованные на стекле, которые
совмещали с реальными съемками, получая удивительно реалистичную иллюзию
пространства.
![эскиз к фильму звездные войны эскиз к фильму звездные войны](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/sketch.jpg)
В сцене, где Оби-Ван отключает подачу энергии на Звезде Смерти,
согласно эскизу Лукаса, нужно было создать шахту огромной глубины. О
том, чтобы строить декорацию высотой десятки метров ради единственного
плана, не могло быть и речи.
![декорация к звездным войнам декорация к звездным войнам](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/set.jpg)
Тогда сделали декорацию центральной части, вместе со стенами шахты, окружающими ее…
![рисунок на стекле рисунок на стекле](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/paint.jpg)
… а в тысячах миль от Англии, в США, вручную нарисовали на стекле
задник в виде глубокой шахты, уходящей вниз на головокружительную
глубину, а потом отсняли его на пленку.
![шахта, кадр из фильма шахта, кадр из фильма](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/shacht.jpg)
Совмещение реальной съемки с нарисованным задником дало удивительно
реалистичный эффект. Эта технология была успешно использована и во
многих других сценах, в том числе в следующих сериях.
![джедай джедай](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/sword.jpg)
Знаменитые лазерные мечи – еще один безупречно сделанный спецэффект.
При съемках использовали деревянные палки, покрытые светоотражающим
составом, таким же, как на дорожных знаках.
![создание лазерных мечей создание лазерных мечей](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/glow.jpg)
Потом на реальные кадры наложили нарисованное вручную свечение и
вспышки при столкновении «клинков»(кстати, лучи лазеров тоже рисовались
вручную, по линейке), а звуковые эффекты довершили иллюзию.
![съемки в космосе съемки в космосе](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/x-wing.jpg)
Кульминация фильма – когда повстанцы с помощью истребителей атакуют
имперскую Звезду Смерти – стала самой дорогостоящей и технически
продвинутой частью фильма. Зрелищность и безупречная постановка сделали
эту атаку одной из самых впечатляющих сцен мирового кино. Но за
вдохновенными кадрами скрывались месяцы напряженного труда сотен
профессионалов – вся финальная битва представляла собой, по существу,
один большой спецэффект.
![истребитель истребитель](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/dogfight.jpg)
При постановке боев между истребителями Лукас вдохновлялся
голливудскими фильмами про Вторую Мировую с воздушными боями между
самолетами, а также кинохроникой тех событий – виражи истребителей и их
маневры были скопированы с реальных маневров боевых самолетов.
![экран экран](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/screen.jpg)
Модели космических кораблей снимались на фоне синего экрана камерой с
компьютерным управлением. Потом эти кадры совместили с движущимся
задним планом, снятым в другой студии при помощи миниатюрных камер,
которые двигались над огромным макетом поверхности Звезды Смерти.
![звезда смерти звезда смерти](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/death-star.jpg)
Все общие планы Звезды Смерти в фильме нарисованы вручную на огромных
поверхностях. Но при съемках атаки истребителей одними рисунками было
не обойтись. Было построено несколько «миниатюр» (многометровых
размеров), изображавших поверхность Звезды Смерти и коридор, в котором
неслись истребители.
![миниатюра миниатюра](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/miniature.jpg)
Это были огромные макеты (до десяти метров в длину), содержавшие
тысячи мелких деталей. Потребовалась масса труда, чтобы сделать их, а
впоследствии еще и восстанавливать после того, как в них многократно
врезались движущиеся камеры в процессе съемок, на их поверхности
срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы…
![создание спецэффектов создание спецэффектов](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/effects.jpg)
Создатели картины вспоминают, что эта сцена заняла наибольшее
количество времени и сил – вполне ожидаемо, учитывая, что для Лукаса
именно финал был особенно важен, и он не жалел средств, чтобы воплотить
задуманное должным образом. Дело осложнялось тем, что многие спецэффекты
делались впервые в истории кино, создатели были вынуждены действовать
методом проб и ошибок, и это привело к внушительным расходам. На
спецэффекты к первым «Звездным войнам» ушло почти четыре миллиона
долларов, что по меркам семидесятых сумма небывалая.
![двойное солнце солнце](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/suns.jpg)
Да, «Звездные Войны» были невероятно амбициозным и новаторским
проектом. Тем более удивительно, что в день премьеры картина вышла всего
в тридцати кинотеатрах по всей Америке – на большее у продюсеров просто
не было средств, кроме того, в успех «Войн» никто не верил. После
первых же показов волшебного зрелища слава о «невероятном фильме»
распространилась со скоростью лесного пожара, после чего киностудия
спешно выпустила сотни копий, разосланных во все кинотеатры страны.
Следующий месяц сделал «Войны» легендой, Лукаса – мультимиллионером, а
всю историю – культом.
![съемочная группа звездных войн съемочная группа](http://www.kino-mira.ru/images/stories/za-kulisami-kino/zvezdnie-voiny-novaya-nadejda/group.jpg)
С тех пор это один из величайших успехов кинематографа, и не только
кассовый (кстати, успех «Войн» спас «XX Century Fox» от банкротства).
Семь «Оскаров»(и еще четверть сотни прочих наград) - за декорации,
костюмы, спецэффекты, монтаж, звук, голоса персонажей и гениальный
саундтрек Джона Вильямса – дополнили картину колоссального триумфа.
Участь саги была решена – Лукас получил все возможности воплотить свой
суперсценарий в жизнь в полном объеме. Что он и сделал – к искренней
радости фанатов «Звездных Войн».