Все это похоже на какое-то помешательство. Неожиданно фантастический
фильм становится чем-то значительно большим, чем просто развлечение –
это уже настоящий социологический феномен. Появление первой серии
«Звездных войн» было похоже на зарождение нового религиозного течения.
«Давным-давно, в далекой галактике…» Романтическая и
масштабная история о борьбе Добра и Зла, о любви, ненависти,
предательстве и героизме, захватила умы миллионов. Теперь уже трудно
сказать, что же именно было столь впечатляющим – ведь одними только
новаторскими спецэффектами такую немыслимую популярность не объяснишь
при всем желании… Удивительно, но тогда, в конце семидесятых, когда еще
люди слыхом не слыхивали о феномене «Звездных войн», в успех картины
молодого режиссера Джорджа Лукаса мало кто верил.
Джорджу на момент съемок было всего 32 года. В его творческом багаже уже имелись два полнометражных фильма – «Галактика THX-1138» (1971) – тоже фантастика, но совсем другого рода, и «Американские граффити»
(1973) – молодежная комедия про подростков из калифорнийского городка.
Второй фильм стал коммерческим успехом, но то, что произошло с третьим,
стало полной неожиданностью для всех. Эффект был подобен разорвавшейся
бомбе. Сейчас, больше тридцати лет спустя, очень трудно было представить
себе, какой психоз поднялся по всему миру из-за этого фильма – люди
занимали очередь в кассу кинотеатра еще с вечера и сидели у окошка всю
ночь, чтобы попасть на лучшие места. Сегодня это кажется сущим безумием.
«В чем был секрет успеха? Я думаю, в том, что это светлый и
добрый фильм, с героями и злодеями, а самое главное – он по-настоящему
интересный, он смог развлечь зрителя лучше, чем что-либо до него. Я
старался воссоздать тот дух приключенческой романтики, который был в
старых кино про пиратов, но я перенес этот дух в просторы космоса, и в
результате получился невиданный прежде сплав фантастики и приключений.»
Приключенческие фильмы в огромном количестве выходили в телеэфир в
шестидесятые, и Лукас пересмотрел их множество. Старые вестерны, весь
целиком сериал про Флэша Гордона и картины про 19-й век с фехтованием –
все это слилось в «Звездных войнах».
Люк Скайуокер, главный герой «Звездных войн» - это прямой «потомок»
Флэша Гордона, популярнейшего героя комиксов, впервые увидевших свет в
далеком 34-м. Его придумал художник Алекс Реймонд. Флэш был отважным
молодым человеком, который благодаря невероятному стечению обстоятельств
попадает на другие планеты и переживает удивительные приключения,
борясь со злом.
Он был олицетворением идеального героя приключенческих комиксов – так
и Люк стал воплощением духа приключений для любого подростка,
мечтающего о путешествиях. Для Лукаса Люк стал чем-то вроде
«альтер-эго», второго «я», режиссер спроецировал на этот образ свои
собственные представления об идеальном герое фантастического фильма.
25-летний Марк Хэмилл идеально сыграл своего персонажа.
Наставником Люка должен был стать мудрый джедай, последний из ордена, по имени Оби-Ван Бен Кеноби.
Его сыграл выдающийся британский актер Алек Гиннесс.
Вместе с космическим контрабандистом Ханом Соло и его двухметровым другом-вуки Чубаккой Люк и Оби-Ван спасают принцессу Лею…
… в исполнении Кэрри Фишер.
А главным злодеем, по задумке Лукаса, должен был выступать Дарт
Вейдер, астматически дышащий сквозь зловещую черную маску. Звук дыхания
получили с помощью дыхательного аппарата для аквалангистов – это был
финальный штрих к портрету, простой, как все гениальное, и он стал
своеобразной «визитной карточкой» злодея.
Лукас потратил больше месяца на кастинг, в процессе которого поменял
некоторые свои приоритеты – так, отказался от азиатского имиджа Леи (как
задумал вначале), и сделал инопланетным чудовищем не самого Хана Соло
(у режиссера долгое время была идея сделать его зеленокожим гигантом с
жабрами), а его друга Чубакку.
В итоге тот стал выглядеть, как гигантская прямоходящая обезьяна. Кстати, по сценарию ему двести лет!
«Вообще-то я срисовал Чубакку со своей собаки по имени Индиана. Она выглядит точь-в-точь как вуки, только чуть поменьше.»
Сценарий колоссальной саги был создан Джорджем в середине 70-х, и это
было похоже на дело всей жизни. 200-страничный фолиант, (Лукас работал
над ним больше года) включал в себя все целиком события вселенной
«Звездных войн» (включая трилогию нового времени и еще массу вещей),
сотни детально проработанных персонажей – с именами, биографиями,
тщательно прописанными характерами…
Лукас вдохновлялся при написании сценария приключенческим фильмом
Куросавы под названием «Три негодяя в скрытой крепости»(1958). Из
японского пришел и знаменитый термин «джедай» - это перефразирование
«дзидай-гэки» - названия исторических рассказов про самураев. В замысел
вошла масса компонентов – включая исторические события реальности, вроде
противостояния Наполеона и Сената и превращения реформатора в тирана,
многочисленные мифы и легенды – конструкция стала столь громоздкой, что
никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации.
Лукас с самого начала рассчитывал создать две трилогии, причем изложить
события «с конца» - экранизировать сразу вторую половину сценария, а
первую оставить «на потом» для интриги.
Позднее Лукас признавался, что сам не верил в то, что сможет
воплотить колоссальный проект в жизнь – настолько масштабным было его
творение. Так что он сперва собирался снять только один фильм, и по
результатам проката оценить, стоит ли снимать второй и третий. Так что
все могло закончиться на «четвертом эпизоде»!
Собрав предварительный материал – сценарий и эскизы с изображениями
главных персонажей, Лукас приступил к продвижению своего проекта, а
именно – начал переговоры о запуске производства. Для этого нужно было
заключить договор с киностудией и найти необходимое финансирование.
Полгода Лукас обивал пороги глав компаний, и очень долгое время терпел
неудачи – и «Парамаунт» и «Warner Brothers», после некоторых раздумий,
отказались работать с Джорджем, ссылаясь на «непопулярность темы». Еще
бы – волшебная романтическая сказка про космических принцесс и
таинственных рыцарей под музыку симфонического оркестра – да кому это
будет интересно в эпоху диско? К тому же, фантастический антураж
наверняка потребует кучу денег, да и известных актеров в фильме не
предвидится… Типичный провальный проект!
Ничего удивительного – в семидесятые годы фантастика была синонимом
жанра ужасов, и в таких фильмах (в основном очень слабых) все больше
муссировалась тема инопланетных монстров, а вовсе не дух приключений.
Тщетно Лукас пытался убедить боссов киностудий в том, что его фильм
совершенно оригинален – несколько раз подряд ему звонили, и сообщали,
что проект отвергнут начальством. Ирония судьбы – один из успешнейших
фильмов всех времен считался потенциально убыточным!
Но в конце концов Лукасу улыбнулась удача – кинокомпания «XX Century
Fox» согласилась-таки дать проекту зеленый свет – и то лишь после того,
как отчаявшийся режиссер подписал договор с пунктом об отказе от
выплаченного вперед гонорара… Более того, кинокомпания поставила
условием… предварительный выпуск книги о событиях четвертого эпизода!
Возможно, чтобы «прощупать почву», определить зрительские симпатии. К
тому моменту Джордж был готов на все, лишь бы воплотить задуманное в
жизнь. Блестящий писатель, он создал этот роман в соавторстве с Аланом
Фостером, и книга имела успех, да такой, что позднее Лукас даже получил
за нее престижную премию «Хьюго». И вот, выбив восемь миллионов долларов
финансирования (в процессе работы потребуется еще больше пяти
миллионов), летом 1976-го года Лукас приступил к работе над фильмом.
Тунис, Северная Африка. Именно здесь Джордж Лукас во главе команды из
130 человек из Англии и США снял первые кадры своего нового фильма,
сотворив мир пустынной планеты Татуин (названа по имени… города в
Тунисе!), где оказались роботы, по сюжету спасшиеся от Империи. Времени
было в обрез – из-за месяцев, потерянных на выпуск книги и переговоры с
другими компаниями, у Лукаса было меньше полугода на весь процесс,
включая монтаж и озвучку. Несколько тонн декораций были спешно привезены
в Африку на самолетах, чтобы создать антураж, придуманный режиссером.
Декораторы работали 2 месяца, возводя в пустыне город Мос Айсли, в
котором Люк и Оби-Ван познакомились с космическим контрабандистом Ханом
Соло. Вся съемочная группа сидела на голодном пайке – даже сам режиссер и
главные актеры летали только эконом-классом и питались в общей
столовой. Позднее все вспоминали, каким энтузиазмом заразил команду
молодой режиссер – ни у кого не было сомнений в успехе, так напористо
Джордж шел к заветной цели.
В числе прочих декораций в Африку прибыли роботы – 25 различных
моделей (всего в картине их 33), изготовленных под руководством
знаменитого мастера Карло Рамбальди. Управляемые по радио, на колесном и
гусеничном ходу, а то и вовсе с карликом внутри, эти роботы создали
необходимый антураж. Съемки в пустыне были тем еще испытанием –
вездесущий песок постоянно заклинивал механизмы, так что большую часть
времени роботов ремонтировали.
Этого робота, похожего на ходячий холодильник, изображал карлик.
Иногда его забывали доставать из корпуса, а сам выбраться он не мог.
Отлично сработали транспортные средства. Песчаный краулер пустынных
мусорщиков-джав (их сыграли полтора десятка карликов), подобравших
роботов в пустыне, был создан в виде маленькой метровой модели, которая
использовалась для съемок в движении, а в сцене выгрузки использовалась
дорогущая огромная декорация с гусеницами от карьерного экскаватора.
Для одной из сцен (краулер после нападения имперских солдат)
декорацию «разрушили», распилив гусеницы автогеном, добавив дыр в
обшивке и дыма от дымовых шашек.
Парящий спидер, на котором Люк передвигался по поверхности Татуина,
на съемках общих планов двигался по поверхности земли на колесах,
которые потом убирали с помощью комбинированных съемок.
В нескольких сценах он был закреплен на чем-то вроде огромной
карусели - на одном конце висел спидер, а на другом – члены съемочной
группы, которые приводили ее в движение.
Проведя в Тунисе в общей сложности три месяца, съемочная группа
отсняла весь материал почти без происшествий. Но все же не обошлось без
неприятностей: в разгар съемок разыгралась песчаная буря, которая
буквально разметала часть Мос Айсли по пустыне, на неделю задержав
процесс работы над фильмом. По словам местных жителей, такие бури здесь
не редкость…
Когда съемочная группа вернулась в Англию, на студии "Elstree" уже
были готовы декорации для съемок последующих сцен, и самой впечатляющей
был, без сомнения, корабль «Тысячелетний сокол» Хана Соло длиной почти
пятьдесят метров. Он был так велик, что его строили и снимали в самой
большой студии компании, представлявшей собой обширный ангар за городом.
Декорация весила сорок тонн.
Отдельно, и в совсем другой студии, сделали кабину «Сокола»,
установленную на подпружиненной платформе. В определенные моменты съемок
ассистенты трясли кабину руками, создавая иллюзию вибрации.
Для экономии съемки велись одновременно в трех павильонах, причем
Лукас передвигался между ними на велосипеде. Работая по 12 часов в сутки
без выходных, команда сумела завершить работу по съемкам материала с
актерами в декорациях всего за восемь недель. Основное время заняла
работа над спецэффектами, которых в фильме было колоссальное количество.
В картине использовано в общей сложности 365 спецэффектов – на то
время абсолютный рекорд. Космические корабли, разнообразные механизмы,
знаменитые лазерные мечи, даже вступительные титры – все это было
воплощено самым впечатляющим и новаторским образом. До сих пор подобных
спецэффектов в фильмах зритель еще не видел. Они были созданы в
Калифорнии, на студии, основанной Лукасом специально для «Звездных войн»
(потом крошечная фирма разрослась до гиганта под названием Industrial
Light and Magic) и объединены с кадрами, отснятыми в Англии.
Если не считать "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика, в которой
эффекты были лишь бледным дополнением к художественному замыслу, "Новая
надежда" стала первым фильмом с таким уровнем зрелищности. Сравнимый со
"Звездными войнами" фильм Спилберга "Близкие контакты третьего вида"
вышел с ними одновременно, и уже не воспринимался столь революционно.
Для съемок космических кораблей, движущихся в пространстве, Лукас
применил революционную технологию – вместо того, чтобы пытаться двигать
корабли относительно камеры, как делалось до сих пор, он… двигал камеру
относительно неподвижных кораблей! Итог получился впечатляющим:
максимально естественное и плавное движение создавало полную иллюзию.
Модель корабля фотографировалась с помощью камеры, укрепленной на
специальном механизме, управляемом с помощью компьютера. Положение
камеры при каждом кадре сохранялось в памяти, и создатели получили
возможность добавить на стадии монтажа любой фон в полном соответствии с
ракурсом съемки. Грамотное использование освещения и движущихся теней
позволило добиться просто поразительного эффекта. Никакой компьютерной
графики в семидесятых еще и в помине не было!
Технологическим достижением было и создание тридцати трех движущихся
роботов. А главными среди них, конечно же, были знаменитые друзья R2D2 и
C3PO.
«С самого начала я задумал развернуть повествование вокруг двух
роботов, сделать их своеобразным стержнем всей истории, добавить
комическую нотку. Я полностью осознавал, что это будет трудно сделать.
Но не подозревал, что настолько… Трудностей было множество – они
постоянно ломались, делали в кадре совершенно не то, что нужно, и вообще
страшно теряли наше время. Мы справились с колоссальным количеством
проблем – иногда мне казалось, что я этого не выдержу. Но все равно было
чертовски весело!»
Результат стоил усилий – забавная пара роботов стала неотъемлемой
частью всей истории, а персонажи сыграли важнейшую, а порой и решающую
роль в судьбе главных героев.
При создании C3PO художник вдохновлялся образом робота из старого
фильма-антиутопии Фрица Ланга «Метрополис» (1927). Для этой роли
подобрали худощавого актера Энтони Дэниелса, которого облачили в
золотистый металлический костюм. Всего было создано полдесятка вариантов
дизайна (даже с ушами и антеннами).
При ходьбе C3PO громко хрустел суставами костюма, и, кстати,
совершенно ничего не видел в шлеме, передвигаясь по съемочной площадке
практически вслепую, и постоянно врезаясь в декорации, что потребовало
множества дублей для создания всех сцен с ним.
Что же касается R2D2, то он был придуман самим Лукасом. Механизмы
робота постоянно давали сбои, так что его непрерывно чинили и
отлаживали.
Комбинированные съемки тоже были революционными – так, авторы
применили задние планы, вручную нарисованные на стекле, которые
совмещали с реальными съемками, получая удивительно реалистичную иллюзию
пространства.
В сцене, где Оби-Ван отключает подачу энергии на Звезде Смерти,
согласно эскизу Лукаса, нужно было создать шахту огромной глубины. О
том, чтобы строить декорацию высотой десятки метров ради единственного
плана, не могло быть и речи.
Тогда сделали декорацию центральной части, вместе со стенами шахты, окружающими ее…
… а в тысячах миль от Англии, в США, вручную нарисовали на стекле
задник в виде глубокой шахты, уходящей вниз на головокружительную
глубину, а потом отсняли его на пленку.
Совмещение реальной съемки с нарисованным задником дало удивительно
реалистичный эффект. Эта технология была успешно использована и во
многих других сценах, в том числе в следующих сериях.
Знаменитые лазерные мечи – еще один безупречно сделанный спецэффект.
При съемках использовали деревянные палки, покрытые светоотражающим
составом, таким же, как на дорожных знаках.
Потом на реальные кадры наложили нарисованное вручную свечение и
вспышки при столкновении «клинков»(кстати, лучи лазеров тоже рисовались
вручную, по линейке), а звуковые эффекты довершили иллюзию.
Кульминация фильма – когда повстанцы с помощью истребителей атакуют
имперскую Звезду Смерти – стала самой дорогостоящей и технически
продвинутой частью фильма. Зрелищность и безупречная постановка сделали
эту атаку одной из самых впечатляющих сцен мирового кино. Но за
вдохновенными кадрами скрывались месяцы напряженного труда сотен
профессионалов – вся финальная битва представляла собой, по существу,
один большой спецэффект.
При постановке боев между истребителями Лукас вдохновлялся
голливудскими фильмами про Вторую Мировую с воздушными боями между
самолетами, а также кинохроникой тех событий – виражи истребителей и их
маневры были скопированы с реальных маневров боевых самолетов.
Модели космических кораблей снимались на фоне синего экрана камерой с
компьютерным управлением. Потом эти кадры совместили с движущимся
задним планом, снятым в другой студии при помощи миниатюрных камер,
которые двигались над огромным макетом поверхности Звезды Смерти.
Все общие планы Звезды Смерти в фильме нарисованы вручную на огромных
поверхностях. Но при съемках атаки истребителей одними рисунками было
не обойтись. Было построено несколько «миниатюр» (многометровых
размеров), изображавших поверхность Звезды Смерти и коридор, в котором
неслись истребители.
Это были огромные макеты (до десяти метров в длину), содержавшие
тысячи мелких деталей. Потребовалась масса труда, чтобы сделать их, а
впоследствии еще и восстанавливать после того, как в них многократно
врезались движущиеся камеры в процессе съемок, на их поверхности
срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы…
Создатели картины вспоминают, что эта сцена заняла наибольшее
количество времени и сил – вполне ожидаемо, учитывая, что для Лукаса
именно финал был особенно важен, и он не жалел средств, чтобы воплотить
задуманное должным образом. Дело осложнялось тем, что многие спецэффекты
делались впервые в истории кино, создатели были вынуждены действовать
методом проб и ошибок, и это привело к внушительным расходам. На
спецэффекты к первым «Звездным войнам» ушло почти четыре миллиона
долларов, что по меркам семидесятых сумма небывалая.
Да, «Звездные Войны» были невероятно амбициозным и новаторским
проектом. Тем более удивительно, что в день премьеры картина вышла всего
в тридцати кинотеатрах по всей Америке – на большее у продюсеров просто
не было средств, кроме того, в успех «Войн» никто не верил. После
первых же показов волшебного зрелища слава о «невероятном фильме»
распространилась со скоростью лесного пожара, после чего киностудия
спешно выпустила сотни копий, разосланных во все кинотеатры страны.
Следующий месяц сделал «Войны» легендой, Лукаса – мультимиллионером, а
всю историю – культом.
С тех пор это один из величайших успехов кинематографа, и не только
кассовый (кстати, успех «Войн» спас «XX Century Fox» от банкротства).
Семь «Оскаров»(и еще четверть сотни прочих наград) - за декорации,
костюмы, спецэффекты, монтаж, звук, голоса персонажей и гениальный
саундтрек Джона Вильямса – дополнили картину колоссального триумфа.
Участь саги была решена – Лукас получил все возможности воплотить свой
суперсценарий в жизнь в полном объеме. Что он и сделал – к искренней
радости фанатов «Звездных Войн».