Стокер в своем романе создал, опираясь на исторические факты и частично
домысливая историю, образ самого графа Дракулы. Вот как описано первое
явление графа Дракулы в романе Брэма Стокера: "Внутри стоял высокий
старик, чисто выбритый, с длинными седыми усами, одетый с головы до пят
во все черное, без единого цветного пятнышка. Он продвигался вперед
рывками. Сжимая мою руку с такой силой, что я сморщился от боли,
несмотря на то, что его собственная рука была холодна, как лед, и больше
подошла бы покойнику, чем живому человеку...
Слово
"вампир" пришло к нам из венгерского языка, а большинство преданий о
них родилось в Восточной Европе. Ирландец Брэм Стокер, написавший
знаменитого "Дракулу", позаимствовал этот сюжет из легенд о Владе IV
(его родовое звание и имя - граф Дракул) - трансильванском дворянине,
который жил в XV веке и сражался против турецкого ига. Влад Дракул также
был известен своими садистскими наклонностями - он наслаждался
истязаниями пленных узников. Легенда гласит, что граф любил устраивать
пирушки среди огромного количества заостренных деревянных кольев, на
которые были насажены тела турок, плененных в бою, поэтому он вошел в
историю под прозвищем Тепеш (написание слова может варьироваться: иногда
его пишут как Цепеш, иногда как Тепес - "Сажающий на кол"). Не меньше
ужаса навевал Тепеш и на своих соотечественников. В окрестностях его
замка частенько исчезали люди. За высокими каменными стенами свершались
«ужасные и богомерзкие дела». В одной из историй об этом замке графа
назвали "вампиром". Его пристрастие к крови разделяли и другие
карпатские дворяне. В 1610 г. по указу венгерского короля была казнена
графиня Элизабет Батори. Она, неплохо разбиравшаяся в оккультизме,
узнала, что может продлить молодость и красоту, если будет купаться в
крови молодых девушек (тут, кстати, не грех будет вспомнить одного из
докторов тех времен, который считал, что продлить жизнь и сохранить
молодость можно благодаря употреблению «молодой» крови). Многие ничего
не подозревавшие девушки были завлечены в ее замок, а затем обескровлены
и похоронены там. Но одной из них удалось бежать, она и поведала эту
ужасную историю. В наказание за совершенные злодеяния "кровавую" графиню
заживо замуровали в ее собственной спальне. Из таких мрачных историй
рождались легенды о вампирах. В 1897 г.
Стокер в своем романе
создал, опираясь на исторические факты и частично домысливая историю,
образ самого графа Дракулы. Вот как описано первое явление графа Дракулы
в романе Брэма Стокера: "Внутри стоял высокий старик, чисто выбритый, с
длинными седыми усами, одетый с головы до пят во все черное, без
единого цветного пятнышка. Он продвигался вперед рывками. Сжимая мою
руку с такой силой, что я сморщился от боли, несмотря на то, что его
собственная рука была холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику,
чем живому человеку... Лицо его было властным - очень энергичным - с
тонким орлиным изогнутым носом и особенно раздувающимися ноздрями, с
величественным высоким лбом. На висках волосы были жидкими, но зато в
остальных местах сильно разросшимися. Густые брови его почти, что
срастались на переносице... Рот застыл в зловещей улыбке, открывая
чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы, чей
ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье старика,
несмотря на его возраст. И наконец, бледные уши его по краям были
необычно заострены, а подбородок широк и массивен, щеки же казались
напряженными и тонкими. Первое, что бросалось в глаза, была его
мертвенная бледность...Нельзя было не заметить, что они [его руки] были
довольно крепкими, крупными, с короткими толстыми пальцами. Самое
странное, что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие ногти на
концах были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся ко мне, я не
смог подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было спокойствие, но
когда я слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с улицы до меня
донесся волчий вой. Глаза графа заблестели, и он произнес: "Слушайте их -
детей ночи. Какая чудесная музыка!" Сложно сказать, насколько точен был
описываемый Стокером образ графа, однако учитывая осведомленность
автора в истории того времени и в различных легендах и преданиях,
сбрасывать со счетов подобный вариант не стоит.
*** Выдержки из книги «Dracula» Дональда Фом. Metuchen, N.J. 1975
*Румынский
господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил
из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой
борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии. Дед
Дракулы - воевода Мирча Старый (1386-1418) - благодаря своей
государственной мудрости и военным удачам заслужил славу румынского
Шарлеманя, хотя в итоге признал себя вассалом Османской Турции. Но тут
уж у него просто не было выхода. В XV веке православная Валахия
оказалась яблоком раздора для двух супердержав - Венгрии и Оттоманской
Порты. За Венгрией стояло тогда все католичество, предпринявшее
очередное
наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском
мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить независимость,
воюя на два фронта, не представлялось возможным, однако уступка Венгрии
повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной политике
отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло, на его,
конечно, взгляд. Борьба двух супердержав реализовывалась в смене хозяев
валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба,
претендовавший на трон, уже занятый ставленником одной из держав,
получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее соперницы. После
чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и,
если удача ему сопутствовала, становился господарем. Отец Влада III -
Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при
поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая
турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные
обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору
султана двух сыновей - - Влада и Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила
давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая
компромиссы. Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента
венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол
занял новый венгерский ставленник. В 1448 году семнадцатилетний Влад
предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что
войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью
воцарился под именем Влада III. Но - ненадолго: венгерский протеже,
собравшись с силами, вернул престол. Он, однако, проявил излишнюю
самостоятельность, и в 1456 году Влад III - теперь уже при поддержке
Яноша Хуньяди - вновь вступил во владение отцовским наследством. На этот
раз Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог
утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу. Провенгерская
политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся
в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию противника, и
разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично повел войска против
взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал на помощь двоюродного
брата молдавского господаря Стефана Великого и короля Матьяша, однако
надежды не оправдались. Родственник не только не пришел на помощь, но
еще и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию, а Матьяш
Венгерский не счел нужным ввязываться в войну, хоть и получил от папы
Римского деньги на новый крестовый поход против турок. Оставшись без
союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже турки
удивлялись его храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были
не равны: валашский господарь потерпел поражение и бежал во владения
венгерского короля, бросив разгромленную армию.
Новым господарем в
1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш
Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему союзнику сговор с
турками. Историки спорят о том, насколько обоснованно было обвинение,
но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги, избежав
под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме
Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в
католичество. Затем он женился на родственнице короля и, заручившись
помощью Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III
удалось захватить столицу, но вскоре он погиб в бою, причем
обстоятельства его смерти до сих пор толком не выяснены. "Мировую
известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря
неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в
мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был
немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им
головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо,
вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула
особенно преуспел. Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в
чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие
из них были посажены на кол - так он заработал еще одно прозвище -
"тепес", или "колосажатель". Во время самого
дикого из устроенных им
побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов
Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек. Дракула был не
просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К
примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные
уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к
головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией
независимости. В зависимости от социального статуса приговоренных колы
различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые
геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил
пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не
портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под
прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол"). Даже в венгерской
тюрьме Влад III, оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал
мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость
Влада III (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый",
"изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам, но и
подданным и в 1974 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет. 45 лет.
Его
отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве
трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за
турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма
сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить
пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И
зачем "скорбящие" соотечественники, отрубив голову мертвому господарю,
послали ее султану? Кровожадную изощренность валашского воеводы
европейцы обычно воспринимали в качестве некоей восточной экзотики,
абсолютно неуместной в "цивилизованной" державе. Например, когда Джон
Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных
"дракулических" методах во время дипломатической службы при папском
дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его
самого казнили за поступки - как гласил приговор - "противные законам
данной страны". Историки различным образом оценивали роль Влада III.
Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от
мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями
(К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не
отличающимся от других государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса,
называли его правителем- "террористом", предтечей Сталина и Гитлера
(Р.Макнелли и Р.Флореску). Однако, по общему мнению, репутацию вампира-
чернокнижника Дракула приобрел лишь в конце XIX века - благодаря
воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого
романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных источниках нет
упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Но
если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что
фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными.
В XV
веке, как, впрочем, и ранее, в Валахии не велись хроники - ни
официальные (княжеские), ни монастырские. Сохранились лишь десятки писем
самого Дракулы (на латыни и церковнославянском языке), да поздние
записи фольклорных преданий о жестоком , ироничном, коварном, но мудром и
отважном Цепеше. Что касается иностранных источников, то здесь наиболее
значительны немецкие, венгерские, поздневизантийские и русские. Среди
немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV века,
повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга, а также
аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения
венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором
латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем
отличалась от немецких текстов - о православном государе, сжигавшем
католические монастыри, писали католики. С большей симпатией относятся к
Дракуле византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и
они, главным образом, пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На
Руси же было популярно , где основным преступлением Влада III
объявлялась измена православию. Все истории о Дракуле напоминают
анекдоты. Вот Дракула, встретив крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что
жена у него ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на кол:
лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а потому и жить ей незачем.
Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил у бояр, сколько
господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин перечислил
семерых; тогда Дракула сказал, что век
господарский короток из-за
постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре не должны жить дольше,
чем их повелители - справедливость господарь восстановил на свой лад,
повелев казнить собравшихся. "Анекдотичность" сближает письменные
источники с народными преданиями о Цепеше, что неудивительно.
Нерумынские авторы, как правило, тоже основывались на рассказах
очевидцев (или выдававших себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших
фольклорное бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и
воспринимались как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических"
текстов - по сути фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный
исследователь С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор "очень
редко сохраняет точность фактических деталей, но у него есть другое
преимущество: эпос может хранить веками без радикальных изменений ту
обобщенную оценку сущности события, какая отложилась в сознании широкой
общественной среды". Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать
не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в
мифологическом. Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III
Дракула.
Федор Курицын, характеризуя Влада III, прямо говорит,
что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ,
яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века
допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это
"дракул", а "Дракула" - "сын дьявола". Прозвище "Дракул" получил отец
Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой
силой тут ни при чем. Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при
дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный
венгерским королем ("по совместительству" - главой Священной Римской
империи) для борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден этот,
его элитарный характер и герб описаны Э.Виндеке, современником и
биографом Сигизмунда Люксембурга. Став господарем, Влад II по-прежнему
относился к рыцарским обязанностям настолько серьезно, что повелел
изобразить дракона - элемент орденской символики - даже на монетах, хотя
изображение на монетах считалось сакральным, почему, кстати,
фальшивомонетчиков и карали так жестоко. Соответственно, неуемный рыцарь
и заработал мрачноватое прозвище: "Дракул" означает по-румынски не
только "дьявол", но и "дракон". И все-таки, излагая "эмблематическую"
версию, даже её сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются:
возможно, современники понимали прозвище господарей буквально. Смысл
орденской символики государь не разъяснял всем и каждому, зато
изображение дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации.
Опять же, Орден Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит
довольно странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого
распространения всякого рода ересей и чернокнижничества, то возникает
закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари дракону-дьяволу? Прямых
свидетельств того, что Влад II считался колдуном, нет, однако, если
прозвище "Дьявол", немыслимое для христианского государя, все же
закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит, в
народном сознании сложилось соответствующее представление. То же самое
можно сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище
господаря, оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация, в нем
заложенная, оставалась актуальной. Имя "Дракула" можно понимать и как
"сын человека по прозвищу Дьявол" (Халкокондил именует "Дракулой" и
Цепеша, и Раду Красивого - другого сына Влада II), и как "приверженец
Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода указания вовсе не
обязательно относятся к области морали, чаще всего имеется в виду связь с
не чистой силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе
Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым.
Примечательно и то, что многие "дракулические" предания повествуют о
кладах, спрятанных валашским господарем, который непременно убивал ни в
чем не повинных свидетелей, а подобные эпизоды характерны для легенд о
колдунах и разбойниках. Клад не эквивалент банка, а ценность золотых
монет и украшений определяется не только их реальной стоимостью. Это,
как указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую функцию предметы из
потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие". В русском все
прямо названо своими именами: жестокий властитель приказал мастерам
изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно
реки, после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж увесть
съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ". Автор как бы
расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский господарь не просто
тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом
связанный. В контексте "колдовства" Дракулы стоит вспомнить об уже
упоминавшимся нападении молдавского господаря Стефана Великого на
крепость своего кузена Влада III. При осаде Стефан был ранен стрелой,
тяжело заболел и отступил.*
***Подводя итог, надо сказать, что
теорию того доктора, который считал возможным продление жизни благодаря
употреблению молодой крови, не сбрасывают со счетов и современные
доктора. Правда, принцип ее употребления другой – его заменило
переливание крови.