В свою очередь, от качества звука зависит не только эффективность
восприятия информации, но и комфорт: прослушивание музыкальных записей
на некачественной звуковой карте даже на небольшой громкости быстро
утомляет «плоским» звучанием, помехами и «выпавшими» высокими и низкими
частотами. К сожалению, далеко не все аудиокарты способны донести до
слушателя все нюансы музыкальной композиции, звуковой дорожки фильма и
объемного звукового сопровождения современных игр (справедливости ради
все же скажем, что возможностей большинства современных моделей
аудиокарт достаточно для удовлетворения запросов среднестатистического
пользователя).
|
Так выглядит звуковой процессор, выпускаемый компанией Creative Labs |
Заметим, что полностью раскрыть потенциал вашей звуковой платы с
помощью драйверов, встроенных в операционную систему, и даже более
функционально насыщенных официальных драйверов от производителя вам вряд
ли удастся. К счастью, наряду с официальными существуют и так
называемые альтернативные драйверы, позволяющие выжать из звуковой платы
максимум. В этой статье мы расскажем о них на примере kX-драйверов для
Sound Blaster Live!-совместимых звуковых плат.
Обработка звука
Прежде чем переходить к предмету статьи, необходимо хотя бы вкратце
познакомиться с принципом действия и основными компонентами звуковой
платы (см. схему). Итак, чтобы пользователи могли насладиться звуком из
колонок, наушников или многоканальной системы объемного звучания, карта
должна преобразовать совокупность нулей и единиц, составляющих цифровые
аудиоданные, в аналоговую форму.
Иными словами, одна из задач звуковой карты – превратить аудиофайл или
поток цифровых данных, сгенерированный запущенной на компьютере
программой, в аналоговые электрические сигналы. Этим делом занимается
цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), после которого звук (пока еще в
виде низкоуровневых сигналов) поступает на усилитель мощности, отдельный
или встроенный в одну из колонок или сабвуфер. Усиленный электрический
сигнал подается на динамические головки (динамики), которые являются
конечным звеном в цепочке преобразования звукового сигнала. Так
происходит каждый раз, когда мы, например, воспроизводим на компьютере
музыкальную запись.
Если требуется перенести в компьютер (или, как еще говорят, оцифровать)
звук с аналогового источника (например, с аудиокассеты или виниловой
пластинки), можно подключить соответствующий проигрыватель (кассетный
магнитофон или вертушку) к линейному входу на звуковой карте
аудиокабелем со штекерами mini-jack.
Аналого-цифровое преобразование
|
Звуковая плата Creative SB Live! |
При оцифровке аналогового звука последовательность событий обратна
описанной выше. Преобразованием аналогового сигнала в цифровой
занимается аналого-цифровой преобразователь (АЦП) – компонент
аудиоплаты, определяющий качество звука, записываемого с внешнего
аналогового источника.
Любые аудиоданные, будь то звуковая дорожка фильма, MP3-файл или трек
музыкального компакт-диска, обязательно проходят через «сердце» звуковой
карты – звуковой процессор (разновидность цифрового сигнального
процессора, по-английски – Digital Signal Processor, или DSP). На
современных аудиокартах устанавливают DSP, вычислительная мощность
которых сравнима с мощностью центральных процессоров компьютеров прошлых
лет (а в топ-моделях аудиокарт – не уступающая производительности и
современных CPU).
Звуковой процессор управляет работой ЦАП и АЦП, микшированием
(смешиванием) звуковых сигналов (с линейного входа, микрофонного входа и
т.п.). Словом, DSP – это своего рода дирижер, отвечающий за
согласованную работу всех элементов звуковой карты. На многих платах
цифровой сигнальный процессор используется для наложения аудиодорожек,
генерации сложных звуковых эффектов, моделирования объемного звука –
перечислить все «профессии» DSP трудно.
На его плечи ложится даже задача по дешифрованию «закрытых» аудиофайлов
или потоков в случаях, когда требуется соблюдение прав на цифровой
контент (Digital Rights Management – DRM).
Наконец, ресурсы DSP используются для аппаратной поддержки различных
технологий объемного (трехмерного) звучания в компьютерных играх.
kX-драйверы и ASIO
ASIO,
или Audio Stream Input/Output, – созданный фирмой Steinberg протокол,
который обеспечивает передачу аудиопотока с минимальными задержками и
высокой точностью воспроизведения. В распространенной технологии
Microsoft DirectSound он позволяет музыкантам и звукоинженерам
программно обрабатывать звук в режиме реального времени и тем самым
заменить внешнее оборудование для звуковой обработки. Альтернативные
драйверы kX дают возможность работать в Windows с профессиональными
«музыкальными» программами обработки звука, требующими ASIO (например,
Steinberg Cubase или Nuendo).
Если нет совместимой звуковой платы
Увы, сейчас непросто найти оригинальную или совместимую плату Creative
SB Live!, разве что подержанную, хотя цены на нее сильно упали. Зато
появилось большое количество звуковых карт серии Audigy, которые
поддерживаются kX-драйверами. При покупке дискретной аудиокарты для
экспериментов следует ориентироваться на список совместимых моделей,
представленный на сайте разработчика драйверов www.kxproject.com.
Установка альтернативных драйверов
Скачать установочный файл можно с сайта разработчика www.kxproject.com
из раздела Downloads. Далее выполните следующие действия.
1. Запустите загруженную установочную программу.
2. Выберите язык установки (русский поддерживается).
3. Согласитесь с условиями лицензии, поставив флажок в соответствующем чекбоксе.
4. Выберите необходимые компоненты для установки. Рекомендуем оставить все компоненты, заданные по умолчанию.
5. Укажите на жестком диске место хранения драйверов и группу меню для установки после чего откроется экран-заставка.
6. В нем выберите пункт Install, затем, прочитав
предложенный текст, щелкните по значку галочки и в открывшемся окне
нажмите на кнопку Ok.
Зачем нужны альтернативные драйверы
К сожалению, драйверы операционной системы и официальные драйверы
далеко не полностью используют потенциал DSP, предоставляя лишь минимум
необходимых возможностей. Зачастую вместо аппаратной используют
программную обработку звука (например, для подавления шума в
аудиотреках), то есть заставляют центральный процессор делать то, что
вполне по силам DSP звуковой карты. При этом сама карта выполняет только
функции ЦАП или АЦП. Но, согласитесь, обидно было бы не воспользоваться
скрытым потенциалом обработки звука в полной мере. Именно для этой цели
и создавались альтернативные драйверы.
Мы продемонстрируем их возможности на примере драйверов для серии
звуковых карт от компании Creative Labs. Начиная с модели SB Live! и
выше эти платы оснащаются DSP EMU10K1 (различные модификации SB Live!,
Audigy) и более совершенными EMU10K2 (Audigy2). Справедливости ради
заметим, что официальные драйверы к этим картам изобиловали аппаратно
реализованными настройками и спецэффектами звука (эквалайзер,
реверберация и пр.). Но нередко пользователям хочется большего. Среди
богатого ассортимента возможностей альтернативных драйверов (полный
список см. на сайте разработчика
http://kxproject.com)
отметим следующие. Сигнал с аналоговых входов звуковой карты и из
программных источников может быть обработан с помощью DSP. Например,
можно наложить различные спецэффекты в произвольном порядке (и главное –
в реальном времени!).
Интересно! Операционная система с установленными kX-драйверами «видит» звуковую плату не как одно, а как целых четыре аудиоустройства.
Вот некоторые примеры использования возможностей альтернативных драйверов, актуальные для владельцев домашних компьютеров.
- Можно запустить две программы воспроизведения звука (например,
такие как аудиоплеер Winamp) и настроить их на разные «виртуальные»
аудиокарты, после чего направить сигналы с этих карт на разные выходы
(например, на фронтальный выход и на выход для тыловых колонок). Если
теперь подключить к соответствующим разъемам карты (зеленому и черному)
разные наушники, то два человека смогут, не мешая друг другу, слушать
разную музыку.
- Если требуется время от времени воспроизводить звук то через
наушники, то через колонки, приходится каждый раз перестыковывать
аудиокабель либо идти на другие, не слишком изящные ухищрения (например,
прибегая к помощи разветвителя сигнала).Используя же kX-драйверы с
совместимой аудиокартой, можно подключить колонки к одному аудиовыходу, а
наушники к другому, после чего средствами драйвера развести сигнал на
два выхода. Самое же вкусное – что сигнал для колонок и для наушников
может быть по-разному обработан с учетом индивидуальных характеристик
динамиков этих звуковоспроизводящих устройств.
- Сигнал с любого аналогового входа карты (микрофон, линейный вход
или вход для воспроизведения CD) может быть в реальном времени обработан
с помощью богатого набора фильтров и тут же подан на выход для
воспроизведения. К примеру, можно снять сигнал с CD-проигрывателя (с
обработкой эквалайзером), с микрофона (доступны эквалайзер, лимитеры,
компрессоры, эхо), да хоть с электрогитары (тут к вашим услугам не
только эквалайзеры и лимитеры, но и дисторшны, флэнжеры и эхо), и сразу
же услышать результат ваших экспериментов.
Альтернативные драйверы звуковых плат также могут предоставить целый
ряд полезных возможностей не только меломанам и музыкантам, но и
радиолюбителям. Подробнее об этом можно узнать на ресурсе
http://rk3mxh.narod.ru/about/kx/live-dsp.html.
Статья опубликована в журнале ComputerBild №9/2011 (стр. 30)