В середине 80-х годов на заре перестройки в Москве появляются
несколько музыкальных ансамблей, заполнивших "стилевой вакуум".
Советская поп- и рок-музыка началась сразу с джаз-рока, хард-рока и
"новой волны", "перескочив" такие базовые стили, как рокабилли (или
ранний рок-н-ролл) и бит. В конце 1985 года три молодых москвича,
глубоко верившие, что нет в жизни счастья без рок-н-ролла, встретились и
поняли, что так больше продолжаться не может. Кунцевский
радиомонтажник, а также гитарист и певец Вадим Дорохов встретил
студента-вечерника ИНЯЗа Олега Усманова, который тоже пел и помимо
бас-гитары освоил контрабас. Усманов привел поющего барабанщика и
бывшего слушателя Высшей Школы КГБ Валерия "Ежа" Лысенко. Подклеив
старый контрабас и выбрав крамольное (по мнению тогдашних филармоний)
название, МИСТЕР ТВИСТЕР после 20 дней непрерывных репетиций выскочил на
сцену. Первый концерт состоялся 25 декабря 1985 года. А весь следующий
год ансамбль "бомбил" московские и областные концертные площадки, Дома
Культуры и студенческие вечера, сделав постоянной "точкой" кафе "Синяя
Птица", известное поколениям любителей джаза, бита и рока. Вскоре на
тенор-саксофоне пришел подуть Павел Веренчиков, он же рвал меха
аккордеона и порой штурмовал клавиши редких фортепиано. Первая программа
"ностальгического трио" МИСТЕР ТВИСТЕР состояла из твистов (где им и
теперь нет равных), рок-н-роллов, баллад, пары блюзов и "латин". В 1987
году песни ребят передают по радио и ТВ, их приглашает на работу
"Росконцерт", они ездят по всей стране и заграницу. Всегда им
сопутствует удача. ТВИСТЕРЫ "заводят" любой зал, толпы зрителей танцуют в
проходах. Да что там молодые! Папы и мамы, дедушки и бабушки приходят
послушать задорный, задиристый и зажигательный рок-н-ролл и твист —
музыку своей юности. Но музыканты не стоят на месте. По крупицам собрав
информацию, разузнав все о рок-н-ролле 50-х годов, МИСТЕР ТВИСТЕР
первыми в стране начинает играть рокабилли, став глашатаями этого
музыкального направления. Так на сцене появляется рок-группа, не похожая
ни на кого! Уникальный яркий имидж (прически и костюмы рокеров 50-х —
Элвиса Пресли, Чака Берри, Билла Хэйли и других) и неподражаемое
звучание (звуковая палитра рокабилли мгновенно узнаваема) позволяют
считать МИСТЕР ТВИСТЕР самой стильной группой страны. В 1990 году вышел
дебютный альбом из 15 песен нон-стопом с твистом 60-х годов "У самого
синего моря", чудесной балладой "Московские ночи" и танцевальной
"Рок-терапией". Фирма "Мелодия" сообщала о продаже 1,5 миллионов дисков.
В записи пластинки принял участие саксофонист Сергей Суханов, сменивший
ушедшего в армию Веренчикова. Это классический случай когда "первые —
лучшие". Ни один рокабилльный состав России не сравнился с ТВИСТЕРАМИ.
Играя на одной сцене с артистами и ансамблями разных жанров —
популярными, восходящими, "однодневками" и зарубежными звездами — МИСТЕР
ТВИСТЕР превосходил многих по энергии и напору. Сказать, что ТВИСТЕРА
на сцене сумасшедшие, безумные, отвязные — это значит не сказать ничего!
Гитарист "летает" по сцене, выплясывая и двигаясь в такт с
саксофонистом, ударник прыгает через свою "тройку" барабанов, басист
валяется, скачет верхом и влезает на контрабас — при этом не переставая
играть и петь. Веселые рокеры хорошо знают традиции: с самого начала они
пели рок-н-ролльную классику по-английски, советскую "поп-классику"
50-х и 60-х годов. И каждая вещь, прошедшая твистеровскую обработку,
вспыхивает новыми гранями, в них проявляется мастерство и талант
музыкантов. Классные мелодии и ершистые, со "стебом" (но вместе с тем
сильные) тексты своих песен завоевали МИСТЕРУ ТВИСТЕРУ не одно поколение
поклонников. Второй диск "Девки, пиво и рок-н-ролл" содержал не менее
интересный материал: "Дикая кошка", "Пиво" и "Бессонница" на стихи
Марины Цветаевой. К выбору песен группа всегда подходила вдумчиво, до
конца используя свой небольшой инструментальный набор: кристально чистая
полуакустическая гитара, блюзовый саксофон Веренчикова, мощная
ритм-секция из контрабаса и барабанов, плюс три голоса. Но летом 1991
года случилась трагедия: от сердечного приступа в возрасте 27 лет
умирает Вадим Дорохов, основной композитор коллектива. Начинается
чехарда с составами, короткое время на гитаре играет Денис Позен, а на
саксофоне — Федор Пономарев ("БРАВО"). В 1992 появляется гитарист Олег
"Крокодил" Бутенко ("АЛЛИГАТОРЫ") и саксофонист/аккордеонист Василий
Деркач (из состава братьев Агафонниковых, игравших "новый джаз") В
начале 90-х в Москве появляются музыкальные клубы наподобие западных, и
ТВИСТЕРЫ вновь успешно борются за звание "самой концертирующей" группы
столицы. Они помогают "раскрутить" мексиканский бар "Армадилло", где
звучит музыка кантри, блюз, рокабилли и текс-мекс, и играют там
регулярно. В 1996 году вышел сборник синглов "Первые твисты". Эти песни
записывались в 1985-88 годах, когда в СССР не было изобилия
радиостанций, диск-жокеев и формата сингла. Романтическое, почти
"стиляжье" настроение передают медленная румба "Город, полный огней",
слоу-фокс "На танцплощадке" и твисты — "Мистер Твистер", "Твист жаркой
погоды" и "Московский твист". Но трагедии преследуют рокабилльный
квартет. Летом 1996 года от рака буквально сгорает Василий Деркач.
Откладывается запись отрепетированной и наполовину наигранной новой
программы. Трио временно выручает пианист Алексей Блохин ("ГАВАЙСКИЕ
ОСТРОВА", "CRAZY MEN CRAZY"), пока Усманов взваливает на себя сочинение,
шлифует песни и притаскивает Веренчикова обратно в ТВИСТЕР. С ним в
конце 1997 года закончена пластинка, которую украсили гости — Рушан
Аюпов (БРИГАДА С, НЕПРИКАСАЕМЫЕ) на ф-но и баяне, Михаил Веников
(КУКУРУЗА) на гитаре, духовая секция группы КВАРТАЛ и джазовый гитарист
Алексей Кузнецов. На ней выделяются буги-вуги "Представляешь, как",
твист "Ты, только ты", шаффл "Твой острый каблук", вестерн "Как всегда" и
"Возвращайся ко мне" с привкусом ритм-н-блюза и джаза. В 1998 году
Бутенко решает оставить музыку, а к Усманову, Ежу и Веренчикову
присоединяется Павел Стёпин (гитара/слайд-гитара/губная гармошка/вокал)
из рокабилльной группы "CRAZY MEN CRAZY". В апреле 1999 года из группы
ушел Усманов, чтобы собрать собственный коллектив "Пижоны", а его место в
группе занял Алексей Вихрев по прозвищу "Брат", игравший ранее в группе
"CRAZY MEN CRAZY". И все равно МИСТЕР ТВИСТЕР по-прежнему одна из самых
живых групп страны, это традиционное, естественное звучание, рокабилли,
самый стержень рока, горячая музыка, изначально придуманная для танца,
это — самый чистый рок-н-ролл! [1]